Главная » 2017 » Февраль » 24 » Артиллерийский трактор «Коминтерн»

Артиллерийский трактор «Коминтерн»

24.02.2017 в 14:03 просмотров: 640 комментариев: 0 Из коробки

Николай ШЕДЬКО (г. Москва)
Модель: Артиллерийский трактор «Коминтерн»
Масштаб: 1/72
Производитель: Ogurets Projekt, Москва
Характеристика: 76 деталей из полиуретановой смолы, 4 эластичные гусеничные ленты, 35 фототравленых деталей.

Рейтинг М-Хобби: 4

Модель этого не слишком знаменитого довоенного тягача уже пытались некогда выпускать в масштабе 1/72. Тоже из смолы – занималась этим чешская фирма Legato, но лучше бы ей этого не делать. Тот «Коминтерн» с прототипом роднило едва ли не только название на коробке. Словом, что была модель, что нет – все едино. На таком безрадостном фоне за дело взялась небольшая московская фирма с задорным названием Ogurets Projekt – их модель выпущена уже больше года назад, но за прошедшее время успела обрасти некоторыми полезными дополнительными деталями.

Прототип артиллерийского трактора был разработан на Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) им. Коминтерна – собственно, откуда и название тягача. Первые машины установочной партии в 50 единиц начали строить в апреле 1934 года, к концу года завершив ее всю. В следующем 1935 году пошло уже серийное производство «Коминтернов», которых до 1940 года успели построить 1798 штук. Большая их часть, естественно, попала в РККА – в армии оказались 1712 таких машин (что составляло только 4,7% от всего парка специальных артиллерийских тягачей). К началу войны в войсках их насчитывалось 1500, причем из них 568 «Коминтернов» дожили даже до Победы!

Трактор считался сравнительно простым, прочным и неприхотливым. Его двигатель мог работать на керосине или бензине низкого сорта. В кормовой части располагалась лебедка, с барабана которой буксирный трос выдавался назад. Кабину использовали от грузового автомобиля ЗИС-5 – тот же деревянный каркас и обшивка металлическими панелями, поставлявшимися в Харьков с московского завода. Однако место водителя располагалось не слева, как у грузовика, а справа, в связи с чем было изменено ветровое стекло и его рама.

Прочная и довольно массивная конструкция рамы и ходовой части предопределила большой собственный вес машины – 10,5 тонн. Правда, для тягача это и неплохо. При этом грузоподъемность в кузове составляла 2 тонны или 12 человек артиллерийского расчета, а буксировать «Коминтерн» мог орудия или бортовые прицепы общей массой до 12 тонн. Собственно, «Коминтерн» мог таскать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем, стоящих на вооружении РККА: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года (3-К) и 85-мм зенитные пушки образца 1939 года (52-К); 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19), 152-мм гаубицы образца 1910/34 года, гаубицы того же калибра обр. 1938 г. (М-10) или 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20). На фотографиях с довоенных парадов «Коминтерны» обычно запечатлялись с А-19 или МЛ-20 на прицепе. Вероятно, модели этих же орудий будут самой естественной парой и для «Коминтерна» в масштабе 1/72, хотя с четырьмя гружеными колесными прицепами он тоже будет смотреться впечатляюще.

Разумеется, в конструкцию тягача в процессе серийного выпуска неоднократно вносились различные усовершенствования и изменения, иногда отражавшиеся и на внешнем виде машины. Модель изображает «Коминтерн», выпущенный в период с лета 1935 года до 1939 года. Этот временной интервал определяется просто: на первых тракторах глушитель располагался между третьей и четвертой тележками подвески, что приводило к дополнительному нагреву бортовой передачи. Поэтому начиная с машины №156 глушитель перенесли вперед – на участок борта между второй и третьей тележками подвески, где мы видим его и у модели. Верхняя временная граница периода выпуска, которому соответствует модель от «Огурца», определяется 1939 годом – именно тогда (начиная с трактора №1501) в передней части кузова исчез выполненный у модели деревянный ящик с основным 297-литровым и 81-литровым резервным топливными баками. Теперь два новых одинаковых бака с увеличенной до 550 литров суммарной емкостью начали устанавливать на грузовой платформе отрыто. В этом же году изменили и конструкцию бортов грузовой платформы. Буксирный прибор предлагается раннего типа – такой использовался до трактора с серийным номером 1651.

В наборе предлагаются два варианта боковых створок капота двигателя: ранние – из двух секций с продольной петлей для складывания «гармошкой», и поздние –

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №3/2017 г. ...>

М-Хобби №3/2017
Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES