Главная » 2017 » Август » 12 » Бекас для английских радистов

Бекас для английских радистов

12.08.2017 в 11:31 просмотров: 55 комментариев: 0 Из коробки

Николай ШЕДЬКО (г. Москва)

Модель: Super Snipe Lorry 8cwt (FFW)
Масштаб: 1/72
Производитель: АСЕ, Киев
Характеристика: 138 пластиковых литых (ЛНД) и 16 фототравленых деталей, декаль на 3 варианта.

Рейтинг М-Хобби: 4

Модели фирмы АСЕ уже довольно давно разрабатываются с помощью компьютерных систем проектирования. Сначала создается трехмерная виртуальная модель, по которой потом выращивается образец для последующего копирования. При этом почти полностью исключается ручная обработка деталей и, соответственно, резко повышается их качество и точность, ну и мелкая деталировка выходит великолепно – руками так не сделать. Эти модели, даже если они тиражируются в гальванические формы по технологии так называемого «литья под низким давлением», обычно хорошо собираются: все детали четко встают на свои места и без зазоров сопрягаются друг с другом. Иными словами, это совсем не те модели ЛНД, какие были в 1990-е годы близкими родственниками ночного кошмара. Этот «Супер Снайп» - тоже продукт новых технологий, так что собирать его легко и приятно.

Super Snipe английской фирмы Humber изначально был заднеприводным четырехместным местным легковым автомобилем. По мысли разработчиков – небольшим, юрким и маневренным, откуда и имя Snipe (птичка бекас - по-английски, довольно шустрая в полете и потому непростая для охоты). Для военных нужд на его базе была создана такая же неполноприводная версия Heavy Utility – пикап с брезентовыми тентами кабины и кузова. Семейство автомобилей Super Snipe выпускалось с декабря 1939.

Название Super Snipe 8cwt расшифровывается так: грузовик грузоподъемностью 8 центнеров. Сокращение cwt обозначает единицу массы hundredweight, или центнер. Но это вовсе не метрический центнер, в котором 100 кг. В этом британском - 50,8 кг. То есть, грузоподъемность «Снайпа» всего 406 кг.

FFW - Fitted For Wireless, то есть, радиомашина. В кузове FFW устанавливалась радиостанция, стол радиста и сиденья для двух членов экипажа. На полу размещались аккумуляторы для работы оборудования, для зарядки которых предназначалася мобильный генератор мощностью 300 Вт с собственным небольшим бензиновым двигателем и зарядный щиток на передней стенке кузова. В отсеках кузова размещались сумки с гарнитурой, ящики с выносными пультами и т.д. Тент с кузова можно было снять и использовать в качестве каркасной палатки при развертывании стационарного радиоузла (под боковыми полотнищами тента на кузове машины видны сложенные нижние секции стоек палатки, а дополнительные нижние полотнища брезента укладывались в скатках под потолком по бортам). Соответственно, и все необходимое оборудование тоже легко снималось.

Кузова FFW – точно такие же, как у нашей модели «Хамбера» – устанавливались также и на других английских грузовых автомобилях средней грузоподъемности, таких как Morris PU 8 CWT или Fordson WOC1, а также на выпускавшейся той же фирмой «Хамбер» с мая 1941 следующей уже полноприводной модели FWD Heavy Utility, прозванной за угловатые очертании Humber Box. Однако, хотя кузова и были стандартизованными, но, все же, совсем одинаковыми во все периоды производства они не были, что и сыграло злую шутку с разработчиками модели. Например, у нашего «Снайпа» задний борт должен состоять из четырех продольных досок, а в пластике – из пяти. Такие тоже были, но на более поздних кузовах, ставившихся на шасси других автомобилей.

Радиостанции могли использоваться разных типов. В 1939-40 гг. «Снайпы» FFW британского экспедиционного корпуса во Франции (BEF) должны были нести Wireless Set No 11. В пластике АСЕ выполнила нечто похожее на более поздний Wireless Sets No. 19 Mk. II, который был принят на снабжение армии с 1941 года и стал основным комплектом радиооборудования британских сухопутных войск на все военные годы – наряду с появившейся в 1942 году канадской версией того же Wireless Sets No. 19 Mk. III (для модели в масштабе 1/72 отличий между Mk. II и Mk. III нет). Учитывая, какие варианты окраски предлагают схемы из инструкции, это и неплохо. Во всяком случае, ошибки тут никакой нет.

Кроме собственно радиостанции и всякой мелочи, в комплект входили еще вариометр антенны Мк. III, необходимый для настройки антенного контура (у модели это деталь С09), два антенных устройства и блок питания – ящик справа от радиостанции, здесь отлитый с нею заедино (С37). Максимальная высота сборной коленчатой антенны на передней стенке кузова составляла 12 футов (3,65 м) – в этом случае ее укрепляли к земле растяжками. Я ограничился только одним коленом, с которым машина могла свободно перемещаться.

Качество литья и проработки мелочей, видимо, достигнуто предельное для технологии ЛНД. Одна только облицовка радиатора с мельчайшим четким рисунком сетки чего стоит, шедевр! Пожалуй, единственное, чего здесь производителю не удавалось добиться – это рисунок протектора на беговой поверхности шин. Жаль, конечно, но это в принципе почти невозможно исполнить в пластиковом литье – колесо невозможно будет вынуть из формы. Все же, оставлять колеса совсем гладкими не хочется – особенно это скверно будет смотреться на запаске, от которой, собственно, только лысый торец и виден между кабиной и кузовом, и довольно широкий такой торец – колеса-то 9.00х13, вездеходные. Тут одними рисками на боковых поверхностях шины не обойдешься. Нарезать сложный протектор вручную – дело довольно хлопотное и небыстрое. Идеальной заменой стали бы смоляные колеса, буде бы кто-нибудь выпустил такой конверсионный набор, но увы – нет и не предвидится. Прототип не слишком популярный. Выход нашелся паллиативный – на компьютере я нарисовал декаль с изображением протектора, при этом углубления изображены черными, а выступающая часть рифления оставлена прозрачной. Все это было распечатано при помощи лазерного принтера на лаковой клеевой бумаге и переведено на колесо. Настоящему протектору замена плохая, но явно лучше, чем было изначально.

В процессе сборки модели уже неплохо бы определиться с желаемым вариантом окраски, поскольку от этого зависят используемые детали. Инструкция и декаль из набора предлагают три варианта, причем ни одной машины из BEF среди них, как ни странно, нет. Первый (именно его я и выбрал) – «Супер Снайп» 1-й Бельгийской бригады на период ее тренировок в Англии. Бельгийские силы в Британии официально были созданы 4 июня 1942 года из пожелавших продолжить борьбу с немецкими захватчиками и сумевших эвакуироваться на Остров соладт и офицеров. 1-я Бельгийская бригада под командованием майора Жана-Баптиста Пирона была организована 3 января 1943 года. Собственно, ее и звали частенько просто «Бригада Пирона». В Великобритании они тренировались до момента высадки в Нормандии, после чего участвовали в освобождении Европы. Схема окраски восстановлена по фотографиям двух машин из этой бригады. О цветах по черно-белым фотографиям судить если не вовсе невозможно, то крайне трудно, поэтому для определения возможной схемы окраски будем опираться на более точные сведения – хорошо видимые на этих старых снимках объекты. Вот, например, форма пятен камуфляжа...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №8/2017 г. ...>

М-Хобби №8/2017

Модель предоставлена фирмой АСЕ.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES