Главная » 2017 » Июль » 23 » Красный монстр аэродрома

Красный монстр аэродрома

23.07.2017 в 16:27 просмотров: 319 комментариев: 0 Из коробки

Машины АА-60 (543)-160 на шасси четырехосного полноприводного автомобиля-гиганта МАЗ-543 «Ураган» выпускались с 1973 года на заводе противопожарного оборудования в Прилуках Черниговкой области и предназначались для аэродромной пожарной службы. Визитной карточкой МАЗ-543, создававшегося как шасси для мобильных ракетных комплексов, была разнесенная кабина. Смещенные к бортам двухместные кабинные модули оставляли между собой пространство для размещения головной части ракеты или пускового контейнера. На «пожарке», разработанной конструкторами Особого конструкторского бюро №8, между кабинами (над моторным отсеком) расположили лафетный ствол для подачи воды или пены, наводившийся на цель с помощью гидроцилиндров и управлявшийся из кабины. Из этого ствола струя воды била на расстояние до 70 метров с расходом 60 л/с, а огнетушащая пена (бортовой запас реагента позволял произвести 36 м. куб. пены) - на 40 метров. Спереди на бампере и сзади снизу располагались пеногенераторы (по четыре насадки) для тушения разлитого горючего.

АА-60 базировались в крупных гражданских аэропортах и на военных аэродромах, привлекаясь для оперативного проведения аварийно-спасательных операций и тушения возгораний летательных аппаратов непосредственно на взлетно-посадочных полосах и на близлежащих территориях. Благодаря шасси повышенной проходимости АА-60 был способен оперативно добраться до места аварии воздушного судна, даже если она произошла в труднодоступном месте. Цистерна и бак для пенообразователя вмещали более 10 тонн огнетушащих средств: 12 тыс. литров воды и 900 литров пенообразователя. Этого хватало, чтобы подавить пожар на таком авиалайнере, как Ил-62 или Ту-154 и обеспечить эвакуацию пассажиров. Помимо аэропортов, пожарные «Ураганы» применялись и на крупных промышленных предприятиях.

В 1975 году пожарная машина была модернизирована, получив обозначение АА-60 (7310) 160.01 (по новому ГОСТу шасси грузовика было переименовано в МАЗ-7310). На новой модели, строившейся до 1983 года, в хвостовой части за цистерной разместили отсек с пожарным насосом ПН-160Б, приводившимся в действие 180-сильным автономным двигателем (бензиновый двигатель ЗиЛ-375). Такая конструкция обеспечивала бесперебойную подачу воды, пены или огнегасящего состава на ходу при любой скорости движения или на стоянке. Для постоянной боевой готовности в зимних условиях цистерна для воды, бак для пенообразователя и насосный отсек имели электрообогрев. Питание этой системы осуществлялось как от генератора, так и от автономного топливного подогревателя. Благодаря этим особенностям АА-60 сохранял боеготовность даже в сильные морозы - минус 35 градусов и ниже.

Из десятков выпущенных пожарных машин АА-60 многие еще служат на аэродромах различных республик бывшего СССР, правда, в России их постепенно заменяют новыми машинами на шасси КамАЗ, например, АА-12/60 (63501).

Первую модель АА-60 в 72-м масштабе выпустила новая фирма A&A Models (тесно связанная с хорошо зарекомендовавшей себя на модельном авиарынке фирмой Modelsvit). В коробке лежат 11 литников из мягкого серого полистирола и один – из прозрачного. Литье в общем аккуратное: без брака пролились даже тонкие длинные поручни, облоя практически не обнаружено. Однако на некоторых поверхностях заметны царапины от неотшлифованной пресс-формы, местами неаккуратная расшивка. Не очень удачно получилось...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №8/2017 г. ...>

М-Хобби №8/2017
Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES