Главная » 2017 » Октябрь » 16 » Лунный «трактор» из СССР

Лунный «трактор» из СССР

16.10.2017 в 12:44 просмотров: 102 комментариев: 0 Из коробки

Леонид СИМУХИН (г. Улан-Удэ)
Фотографии автора и А.Малышева

Модель: Cоветский дистанционно управляемый робот «Луноход-1»
Масштаб: 1/35
Производитель: Red Iron Models, Москва
Характеристика : 42 детали из полиуретановой смолы, включая шаблоны для сборки модели, фототравление.

Рейтинг М-Хобби: 5

Межпланетные автоматические станции после ряда неудачных пусков советской тяжелой лунной ракеты Н-1 и высадки американских астронавтов на Луну и сворачивания работ по пилотируемой лунной программе в СССР стали основным методом исследования Луны для советских ученых. 10 ноября 1970 г. с площадки №81 космодрома Байконур стартовала ракета УР-500К («Протон»), которая вывела на траекторию полета к Луне автоматическую станцию Е8 №203, названную в сообщении ТАСС «Луной-17». В ходе перелета к Луне по командам с Земли были проведены две коррекции полетной траектории, что позволило станции 15 ноября выйти на орбиту Луны с параметрами 85х141км и периодом обращения 116 мин. 16 ноября были проведены новые коррекции орбиты, в результате которых минимальная высота полета станции над поверхностью Луны снизилась до 19 км. После сброса навесных отсеков начался сход станции с орбиты и ее свободное падение на Луну до высоты 550 м. На этой отметке был включен посадочный двигатель, который замедлил скорость падения и обеспечил снижение станции с постоянной скоростью до высоты 10 м. На отметке в 3 м посадочный двигатель был выключен, и 17 ноября 1970 года станция совершила мягкую посадку на поверхность Луны в районе Моря Дождей. Весь спуск от начала торможения до посадки занял примерно 6 минут.

После посадки в течение двух с половиной часов с помощью четырех телефотометров, установленных на «Луноходе», был произведен обзор местности, а затем по команде с Земли были развернуты трапы для спуска «Лунохода» с посадочной ступени станции на поверхность Луны. Управляемый водителем по радиокомандам с Земли, «Луноход-1» спустился по трапам с посадочного модуля и приступил к выполнению намеченной научной программы.

Данный аппарат (8ЕЛ №203) был создан в КБ Химкинского машиностроительного завода им. С.А Лавочкина под руководством Г.Н. Бабакина, а самоходное шасси для лунохода было создано во ВНИИТрасМаш под руководством А.Л. Кемурджиани. Этот планетоход принадлежал к серии советских дистанционно управляемых самоходных аппаратов типа «Луноход» для исследования Луны и предназначался для изучения особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств лунного грунта.

Управление исследовательским аппаратом осуществлялось из Центра управления луноходом, расположенном в Симферопольском Центре управления космической связи. Центр управления луноходом включал в себя пункт управления луноходом, который состоял из пультов управления командира экипажа, водителя лунохода, оператора остронаправленной антенны, рабочего места штурмана экипажа. В состав центра также входил зал оперативной обработки поступающей с Луны телеметрической информации с комплексом аппаратуры на базе ЭВМ «Минск-22-СТИ-90».

Основную сложность при управлении луноходом создавала задержка во времени между действием водителя на Земле и работой исполнительного механизма на луноходе, находящемся на Луне. Эта задержка складывалась из времени прохождения радиосигнала с Земли на Луну и обратно (2 секунды), а также с особенностями работы примененного для передачи картинки с Луны малокадрового телевидения с частотой смены картинки от 1 кадра в 4 сек до 1 кадра в 20 сек. В результате общая задержка во времени могла доходить до 24 сек, что накладывало высокие требования на работу экипажа, которому оставалось крайне мало времени на собственно принятие решения на изменение траектории движения аппарата. Поэтому при сеансах связи с движущимся луноходом смена экипажей производилась после двух часов их работы.

За первый день луноход прошел всего 197 метров - экипаж приобретал опыт управления. Зато, в конечном итоге, «Луноход-1» втрое перекрыл отведенное ему время существования и прошел по Луне 10540 метров, обследовав площадь в 80000 кв. м, при этом его средняя скорость движения составила 2 км/ч. За время работы было отработано 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, а в 25 точках проведен его химический анализ. На Землю было передано 25 тысяч фотоснимков лунной поверхности, а также 211 панорамных снимков поверхности Луны.

В качестве источника питания для ходовых электродвигателей восьми мотор-колес и приборов аппарата служила аккумуляторная батарея, подзаряжаемая при помощи солнечной батареи. Уже к середине лета 1971 г. максимальный ток солнечной батареи упал с 3,5 до 2,3 Ампера, а емкость аккумуляторной батареи упала с расчетных 200 до 128А/часов. Но, в конечном счете, критичным для функционирования аппарата оказался радиоизотопный источник тепла, посредством которого производился обогрев «Лунохода-1» во время лунной ночи. Последний сеанс связи с луноходом состоялся 14 сентября 1971 г. По показаниям датчиков, температура в приборном отсеке стала падать. После наступления двенадцатого лунного дня 30 сентября при следующем сеансе аппарат на связь не вышел. Суммарная длительность активного функционирования самоходного аппарата «Луноход-1» составила 301 сутки 06 часов 37 мин.

Кроме «Лунохода-1» на Луне побывал еще один советский планетоход - «Луноход-2», который был доставлен на Луну АМС «Луна-21». За время своей работы он прошел по Луне расстояние в 37 км. В 1977 г. планировалась еще одна лунная экспедиция с использованием управляемого планетохода, но из-за смены приоритетов полет не состоялся и действующий экземпляр «Лунохода-3» попал в музей НПО им. Лавочкина.

В ходе последних пилотируемых полетов космических кораблей Аполлон-15/16/17 в конце 1970-х годов по лунной программе астронавты США использовали для передвижения по Луне Lunar Rover - двухместный электромобиль на неперезаряжаемых аккумуляторах, который позволял им перемещаться на большие расстояния со скоростью от 13 до 18 км/час. И самым последним планетоходом на Луне стал китайский радиоуправляемый планетоход «Юйту» (Нефритовый заяц), доставленный на Луну 14 декабря 2013 года.

Некоторое время назад в сети появились 3D-рендеры с изображением масштабной модели «Лунохода-1», а вскоре последовало и сообщение о начале выпуска модели в масштабе 1/35 московской модельной фирмой Red Iron Models. Внутри коробки, изготовленной из тонкого гофрокартона с крышкой на клапане, я обнаружил небольшой баннер с фотографией планетохода и подробную рисованную инструкцию по сборке модели. Сложные этапы сборки сопровождались текстовой информацией, нанесенной на рисунки. Было небольшое замечание - на одном из рисунков отсутствовала оцифровка деталей, но производители модели принесли свои извинения и выслали мне уже исправленный вариант инструкции.

Большая фототравленая латунная плата с деталями, позволяющими реалистично воспроизвести различные ажурные конструкции, расположенные на корпусе планетохода, а также его спицованные колеса, снабдив их еще и грунтозацепами. Смоляные детали, с высокой точностью повторяющие элементы прототипа, отлиты из полиуретановой смолы белого цвета. Качество их поверхности превосходное - ни одного пузыря я так и не нашел, облой, если и присутствует на некоторых деталях, то лишь в виде тонкой прозрачной пленки толщиной 0,01-0,02 мм, которая легко обламывается при прикосновении к ней. Все детали расположены на литниках и обозначены четко читаемыми номерами.

Помимо основных деталей, в набор входят смоляные шаблоны для формовки спицованных колес и приклеивания грунтозацепов на них, а также для сборки остронаправленной антенны и узла крышек на телекамеры. Придается и пакетик с проволокой разного диаметра, необходимой для изготовления различных стоек в процессе сборки модели.

Первые впечатления о наборе - самые приятные. Мне до этого не встречались модели советской космической техники, выполненные с такой точностью и качеством хоть отечественными, хоть зарубежными производителями. Приятно работать с такой моделью. Стыкуемость деталей отличная, не надо ничего подтачивать или наращивать, для всех деталей выполнены посадочные места, по которым происходит сопряжение при их склеивании. Для продвинутых моделистов, пожелавших придать модели более реалистичный вид, на деталях отформованы места, куда должны вставляться проводники, имитирующие кабельную проводку, расположенную на поверхности приборного отсека.

Работа с моделью начинается с отделения деталей от литников с помощью резака, микропилки или модельного ножа с последующей зачисткой места среза надфилем или шкуркой. Далее следуем по шагам...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №9/2017 г. ...>

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES