Главная » 2017 » Июль » 26 » Ничто не вечно под «Луной»

Ничто не вечно под «Луной»

26.07.2017 в 16:59 просмотров: 184 комментариев: 0 Из коробки

Модель: Russian 9P113 TEL w/9M21 rocket of 9K52 Luna-M (Frog-7)
Масштаб: 1/35
Производитель: Trumpeter, Китай
Характеристика: пластиковая, литая, 795 деталей, фототравление, нить, 8 резиновых колес, маски, декаль на 8 вариантов

Рейтинг М-Хобби: 5

 

Многие наверно слышали песню Софии Ротару «Луна – луна, цветы – цветы» - так вот, эта песня, простите за тавтологию, цветочки по сравнению с новой моделью тактического ракетного комплекса «Луна-М» фирмы Trumpeter. Только увидев гигантскую коробку с изображением восьмиколесного монстра, я тут же решил собрать ее для журнала (и для себя конечно). И китайцы мои ожиданию не обманули! У модели подробнейшим образом воспроизведена ходовая часть прототипа ЗиЛ-135ЛМ: карданные передачи, элементы индивидуальной подвески поворотных колес, система торсионов. Блок приборов наведения из 21 детали получился очень достойно. Вообще, детализация машины поражает воображение. К этому стоит добавить отличную проработку и качественное литье деталей - все сделано аккуратно и четко. Гибкий и прочный пластик неоднократно сослужит вам хорошую службу при сборке, когда вы будете ронять, ударять и задевать модель, а порой и переклеивать неудачно соединенные детали. Все эти перипетии серый полистирол выдержит, как стойкий оловянный солдатик. Из недостатков литья отметим только неизбежные следы толкателей пресс-форм на внутренней части крыши кабины и не совсем хорошую стыковку таких больших и сложных деталей, как стрела погрузочного устройства (К3/9) и направляющей для ракеты (К2/33). Там придется шпаклевать и обрабатывать места соединения половинок деталей. Несомненным же плюсом модели, однозначно перетягивающим все мелкие недочеты, является очень высокая копийность и хорошо выдержанные геометрические размеры шасси пластикового ракетного комплекса.

А появился наш герой давным-давно, еще в прошлом веке, когда в 1964 году на смену гусеничному ракетному комплексу 2К6 «Луна», созданному на базе плавающего танка ПТ-76, появилась улучшенная колесная модификация 9K52 «Луна-М».

Сразу после поступления на вооружение первой версии руководство Вооруженных Сил СССР задумалось о коренном улучшении ее тактико-технических характеристик. Речь, в первую очередь, шла о точности и дальности стрельбы. За дело взялась бригада конструкторов НИИ-1 (ныне Московский институт теплотехники) под руководством Н.П. Мазурова (они же создатели и комплекса 2К6). На этот раз в качестве шасси выбрали восьмиколесный вездеход ЗиЛ-135ЛМ с уникальными характеристиками. Машина весом в десять с половиной тонн могла перевозить десятитонный груз. Два двигателя имели суммарную мощность 360 л.с., а передняя и задняя колесные пары были управляемыми. К сожалению, на Брянском автозаводе, где выпускалось шасси, не смогли освоить производство автоматической коробки передач, поэтому в серию машина пошла с механической - откуда в названии и появилась буква «М». Это сильно ухудшило характеристики машины, ведь как не регулируй моторы, а полной синхронизации в их работе никогда не добьешься, тем более при эксплуатации в войсках. Поэтому двигатели быстро изнашивались, а при трогании с места за счет несинхронной работы моторов и сцеплений машины часто заносило в сторону, что приводило к заваливанию в кюветы или падению при въезде по пандусам на железнодорожные платформы.

Но имелись и положительные моменты. Еще на стадии разработки решили отказаться от транспортно-заряжающей машины в пользу просто транспортной, а функции погрузки возложить на специальный кран грузоподъемностью до трех тонн, монтирующийся на грузовой площадке самой пусковой установки. Управлялся кран при помощи смонтированного рядом с ним пульта.

Мягкость и плавность хода колесного шасси, в отличие от гусеничного, создававшего серьезные перегрузки для перевозимой ракеты, позволяло резко повысить скорость передвижения комплекса. Благо, вся номенклатура используемых ракет относилась к категории неуправляемых и не имела хрупких и капризных приборов. На наведение и подготовку к пуску экипажу машины, состоящему из пяти человек, требовалось всего 10 минут. Для начала шестидесятых годов этот показатель был вполне себе приличным.

Для нового комплекса разработали и новые средства поражения противника. Им стала твердотопливная одноступенчатая баллистическая ракета 9М21 с разными типами боевых частей - от агитационных до ядерных. Кстати, в ящике, расположенном с левой стороны машины между последними колесами, расположен вспомогательный двигатель, предназначенный для обслуживания системы термостатирования атомных боеголовок мощностью до 250 кт. Дальность стрельбы ракетами нового типа достигала 70 км, а коэффициент вероятностного отклонения от цели составлял 500-700 метров.

В организационную структуру частей, вооруженных комплексами «Луна-М», входили батареи, состоящие из двух пусковых установок 9П113 и транспортной машины 9Т29. Две батареи составляли дивизион. В разные периоды эксплуатации батареи комплексов «Луна-М» распределялись между танковыми и мотострелковыми дивизиями. И, как всегда, ракетчикам поначалу не хватало транспортных машин для перевозки ракет вслед за пусковыми установками - в ход пошли даже прицепы от более ранних ракетных комплексов.

В 1968 году советская промышленность освоила производство модификации ракетного комплекса, предназначенной для поставок зарубежным странам. Комплекс 9К52ТС («тропический, сухой») имел некоторые отличия, связанные с предполагаемыми условиями эксплуатации. К продаже за границу были разрешены только ракеты 9М21 с осколочно-фугасными боезарядами. На рубеже 1970-х ракетные комплексы «Луна-М» начали поставляться зарубежным дружественным государствам. Его покупателями стали военные в 15 странах, включая армии стран Варшавского договора. В большинстве случаев поставки не превышали 15-20 машин, однако некоторые контракты подразумевали продажу значительного количества установок. К примеру, Ливия и Польша получили около 50 пусковых установок комплекса 9К52.

Серийное производство тактических ракетных комплексов «Луна-М» завершилось в 1972 году. Согласно отечественным источникам, в общей сложности войска получили порядка 500 самоходных пусковых установок и соответствующее количество транспортных машин. По зарубежным данным к середине восьмидесятых годов двадцатого века Советский Союз располагал 750 пусковыми установками 9П113. Скорее всего, эти оценки сильно завышены.

Из заметных случаев боевого применения ракетного комплекса «Луна-М» следует отметить обстрелы позиций моджахедов осенью 1988 года, когда советские войска начали выводить из Афганистана. Тогда около сотни пусков произвел 47-й отдельный ракетный дивизион из состава Туркестанского военного округа. Эти боевые стрельбы тактическими ракетами случились единственный раз за всю историю ракетных войск Советского Союза.

Иракские версии комплекса под названием «Аль Самад II» применялись и в войне с Ираном, и по американским войскам в Кувейте. Причем, в первый раз у американцев удачно отработала ракета-перехватчик ЗРК «Пэтриот», а в остальных случаях без потерь в людях и технике не обошлось.

Возвращаясь к модели, отметим некоторые особенности сборки. Фототравленые детали не всегда четко подходят к своим посадочным местам, отмеченным на пластике (за последнее «респект и уважуха» китайцам). Особенно это касается травления с отверстиями, которыми металлические элементы должны надеваться на пупырышки, изображающие болты на пластиковых деталях. Здесь дает себя знать разница в диаметрах. Можно срезать головки болтов и просто приклеивать их сверху фототравленых деталей. Довольно часто приходится брать в руки сверлышки разного диаметра и рассверливать уже готовые отверстия в пластике, это же касается расширения разной формы прорезных посадочных мест - ответные посадочные места на устанавливаемых деталях зачастую в них не входят.

Еще один добрый совет касается установки в одной плоскости всех восьми колес модели. Если...
<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №8/2017 г. ...>

М-Хобби №8/2017
Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES