Главная » 2017 » Ноябрь » 12 » Новая парта для летчиков

Новая парта для летчиков

12.11.2017 в 13:39 просмотров: 89 комментариев: 0

Антон СУСЛОВ (г. Железнодорожный)

Модель: Як-130 российский учебно-боевой самолет
Масштаб: 1/72
Производитель: Звезда, Москва
Характеристика: пластиковая, литая, 176 деталей (5 не используются), декаль на 3 варианта.

Рейтинг М-Хобби: 5

 

Мало будущего летчика родить и вырастить, нужно еще его обучить. Дело это непростое, так что ему всегда и во все времена уделялось большое внимание. Основой подготовки летчиков-курсантов являются тренировочные полеты, выполняемые на созданных специально для этих целей самолетах. К концу восьмидесятых годов двадцатого века ВВС СССР потребовался новый учебно-тренировочный самолет (УТС) для начальной, основной и повышенной подготовки летчиков. Основной учебно-тренировочный самолет на тот период времени - чехословацкий L-39 «Альбатрос» - устарел и морально, и физически. Принят на вооружение он был аж в 1971 году, и летный ресурс этих машин таял на глазах. В начале 1990-х годов был объявлен конкурс на создание нового УТС, в котором приняли участие четыре КБ Советского Союза (ОКБ им. А.И. Микояна, ОКБ им. П.О. Сухого, ОКБ им. А.С. Яковлева и ЭМЗ им. В.М. Мясищева). Согласно тактико-техническому заданию, новый самолет должен был иметь два двигателя, посадочную скорость не более 170 км/ч, длину разбега и пробега не более 500 м с возможностью базирования на грунтовых аэродромах, перегоночную дальность 2500 км и тяговооруженность 0,6-0,7. Самым интересным новшеством было требование возможности перепрограммирования характеристик устойчивости и управляемости самолета, что позволило бы в итоге обучать на новом УТС летчиков всех родов авиации, моделируя поведение любого самолета - от маневренного истребителя до тяжелого бомбардировщика.

Победителем конкурса стало ОКБ им. А.С. Яковлева с проектом Як-130, однако дальнейшие события в стране привели к тому, что средства на разработку машины Министерство обороны не выделяло. Выход в КБ нашли оригинальный - дальнейшее проектирование шло совместно с итальянской компанией Alenia Aermacchi. Именно иностранные партнеры предложили слегка изменить концепцию, и вместо чистого учебно-тренировочного самолета ради увеличения экспортного потенциала решено было разрабатывать легкий учебно-боевой. В 1994 был построен демонстратор технологий Як-130Д - его первый полет состоялся 25 апреля 1996 г. с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском. После окончания испытаний пути двух фирм разошлись: итальянцы на основе совместных наработок создали собственный учебный самолет Aermacchi M-346 Мaster, а в России появился серийный Як-130, государственные испытания которого успешно были завершены в декабре 2009 года.

В 2010 году Як-130 приняли на вооружение Российской Армии, где он оказался первым серийным боевым самолетом, от начала и до конца разработанным после распада СССР. На нем можно обучать курсантов летных училищ, причем, он способен имитировать поведение в воздухе самолетов не только российского, но и иностранного производства. Также новый самолет способен выполнять задачи легкого штурмовика.

Як-130Д в масштабе 1/72 производит киевская фирма Amodel, но эта модель была сделана по технологии ЛНД, собирать ее было не очень легко, а деталировка была слабенькая. Кроме того, буковка «Д» в названии обозначает «Демонстратор» - прототип, на котором фирма Яковлева демонстрировала технологии для нового УТС. «Звезда» выпустила уже вполне серийный Як-130. Изучим новинку внимательнее.

Первое, что бросается в глаза - очень тонкая и неглубокая расшивка. Четкая, аккуратная, но, увы, слишком тонкая. Сохранить такую при обработке будет тяжело, а восстановить так, чтобы самодельные линии не отличались от фирменных, еще тяжелее (Расшивка на моделях есть в известной мере художественная условность, спор о степени ее заметности вечен, а производители идут разными путями: от импрессионистских бритвенных «порезов» пугающей глубины на новых моделях Airfix до попыток все-таки соблюсти хоть в некоторой степени размер этих канавок в масштабе, что мы и видим на этом Як-130. Прим. ред.). На фонаре кабины четко изображен пирошнур, разрушающий плексиглас при катапультировании пилотов. Необычное членение модели выбрано ради правильной передачи довольно сложных форм настоящего самолета. Качество литья очень высокое - никакого облоя или недоливов нет и в помине, только в одном месте обнаружилась небольшая усадка пластика. Еще мне понравилось, что следы от толкателей пресс-формы расположены в местах, которые после сборки будут не видны, а питатели к деталям по возможности подведены там, где их можно откусывать, не боясь что-либо испортить. Декаль предлагает опознавательные знаки для двух Як-130 ВКС России и одного ВВС Белоруссии. Также на ней присутствуют многочисленные технические надписи, которые, несомненно, оживят модель. Инструкция четкая и понятная, предлагает собрать модель с выпущенными шасси «на стоянке» или с убранными - «в полете».

Перед началом сборки я сложил основные детали «насухо», чтобы выявить возможные проблемные места, и был приятно удивлен их отсутствием. Модель легко собралась, многие части держались просто за счет трения. На какое-то время даже возникло чувство, что собираешь не модель, а объемный пазл. Сейчас разработкой моделей по компьютерной технологии 3D проектирования никого не удивить, но даже при этом при сборке некоторых моделей, как и раньше, возникают щели или нестыковки. Но этот Як-130 собирается идеально - конструкторы «Звезды» потрудились на славу.

Сборку я начал по инструкции. Шов внутри воздухозаборника после склейки зашлифовал - он хорошо будет виден на готовой модели. После сборки ниш шасси опять насухо сложил модель и убедился, что стойки шасси можно установить после того, как фюзеляж будет склеен. Это существенно облегчает дальнейшую работу. Ниши и стойки были окрашены, рельеф подчеркнут при помощи смывки и «сухой кисти» с серебряной краской. Штоки гидроцилиндров я просто окрасил, а посадочные фары изобразил кружками из фольги-самоклейки. На стойках была сымитирована проводка гидравлики из проволоки. Для основных колес «Звезда» отлила диски и шины отдельными деталями, что существенно упрощает их окраску.

Инструкция предлагает красить весь интерьер кабины в светло-серый цвет, но...

<...> Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №11/2017 г.  <...>

Модель предоставлена фирмой «Звезда».

 

Российский учебно-боевой самолет Як-130
Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES