Главная » 2017 » Октябрь » 14 » Смоляная санитарка

Смоляная санитарка

14.10.2017 в 11:57 просмотров: 86 комментариев: 0 Из коробки

Николай ПОЛИКАРПОВ (г. Москва)
Модель: Санитарный автобус ГАЗ-55
Масштаб: 1/72
Производитель: Lancer Model, Москва
Характеристика: 34 детали из полиуретановой смолы и 17 фототравлёных, пленка с контурами стекол.

Рейтинг М-Хобби: 4

Минские фирмы PST и Zebrano уже несколько лет производят из полистирола по традиционной технологии модели ГАЗ-55 в масштабе 1/72. Однако – вот редкий случай – несмотря на наличие массовых моделей, московская фирма Lancer Model смело выпускает аналогичную копию из полиуретановой смолы. Заведомо малотиражную и более дорогую, как все модели такого рода. Тем не менее, я абсолютно уверен, что каждая «смоляная санитарка» найдет своего владельца, ведь уровень исполнения здесь выше просто несопоставимо, да и ошибок существенно меньше.

Тут надо сказать, что ошибки при постройке моделей ГАЗ-55 делают все моделисты просто с какой-то фатальной неизбежностью, ведь информации об этой машине на удивление мало. Формально, она никогда не была закрыта грифом секретности и, вообще, оказалась самой массовой санитарной машиной СССР предвоенных и военных лет, но ни одной публикации в старых автомобильных журналах конца 1930-х о ней не найти. Там подробно и многократно описывались даже построенные в единичном экземпляре опытные автомобили, но только не серийный ГАЗ-55. Более того, даже его официальное наименование в специализированных книгах и справочниках по средствам медицинской эвакуации можно видеть в разных вариантах: то ГАЗ-55 назовут «санитарной машиной обр. 1937 года», то образца 1939 года.

Машина эта была разработана в 1937 году на автозаводе им. Молотова в Горьком под руководством ведущего конструктора Юрия Наумовича Сорочкина, а уже в 1938 пошла в массовое производство – ГАЗ-55 выпускал автобусный цех завода в Канавино (сегодня это уже городской район). С 1946 года она стал самостоятельным предприятием с именем Горьковский автобусный завод (ГЗА), но ГАЗ-55 продолжал строить еще до 1950 года. ГАЗ-55 изначально разрабатывался в качестве санитарной машины двойного назначения: и для армии, и для службы «Скорой помощи». Однако все горьковские автомобили уходили сразу военным, а для гражданских медиков выпуск машин решили организовать на другом заводе – в Казани. 21 февраля 1938 года Постановлением СНК СССР там был создан Автокузовной завод Наркомздрава СССР, куда из Горького и начали поставлять шасси для сборки там санитарок. Казанские машины поставлялись только в «Скорую помощь», но отличались скверным качеством сборки кузовов. С 1942 года автокузовной завод переключили на выпуск другой продукции и больше он ГАЗ-55 не строил. В Горьком за весь период производства успели построить 12027 ГАЗ-55 и еще 968 - в Казани.

Каждый, кто возьмется делать модель ГАЗ-55, обречен воссоздавать облик этого автомобиля исключительно по фотографиям – чертежи санитарной машины не сохранились, поскольку архив горьковского автобусного завода ГЗА был уничтожен еще в 1970-е годы. Категорически не стоит считать чертежами графику И. Майорова из книги Р. Одинова и И. Майорова «Полуторка», а равно и нарисованную по этим «чертежам» для «Исторической серии» журнала «Техника-Молодежи» картинку М. Дмитриева - ошибки там просто вопиющие. Уж не говоря об обводах кузова, Майоров умудрился подвесить запасное колесо под рамой сзади – как у бортового ГАЗ-АА, хотя на ГАЗ-55 запаски всегда стояли в крыльях, а разместись здесь колесо под кузовом просто невозможно. На эту удочку попалась и фирма Lancer Models, тоже подвесив к своей модели ГАЗ-55 колесо снизу. Однако скоро разобрались, так что на последующих переизданиях их санитарки даются уже передние крылья с нишами для установки запасных колес. Правда, кронштейнов для крепления запасок все равно нет – их придется делать самостоятельно.

Тут нужно сделать еще одно замечание: за довольно продолжительное время выпуска в конструкцию ГАЗ-55 машины, естественно, вносились изменения. К сожалению, судить о них мы сегодня можем только по старым фотографиям и книгам, да еще по немногим сохранившимся документам, но все-таки некоторые выводы сделать можно. По всей видимости, изначально два запасных колеса стояли в обоих передних крыльях. Где-то на рубеже 1940 года исчезло правое запасное колесо, вероятно, вместе с лотком для него в правом крыле. С этого момента, по крайней мере, до 1945 года запасное колесо было одно – только слева.

Ящики для имущества за подножками при виде сверху были установлены в габаритах подножек, но не были параллельны им и продольной оси машины, а немного расходились к корме, повторяя контур рамы автомобиля. Крыши этих ящиков не откидывались на петлях - им некуда было бы откидываться из-за нависающего пола широкого кузова. Они просто снимались, так что конструкция запора крышки была существенно иной, чем изображена на «чертежах» И. Майорова. У модели этот узел отсутствует вовсе, так что пришлось ручку крышки и замок сделать самостоятельно.

Салон модели имеет очень мало общего с прототипом. Впрочем, если не вырезать и не открывать задние погрузочные двери, в салоне и видно будет немного. Особенно если учесть, что боковые окна примерно на четверть снизу загорожены спинками продольных трехместных сидений, а сверху их можно закрыть штатными светомаскировочными шторками (на армейских ГАЗ-55 никакого матирования или окраски стекол в белый цвет не было, равно как и красных крестов на окнах). Так что оборудование салона подробно воспроизводить не обязательно - я ограничился продольными сиденьями и носилками для установки вторым ярусом – благо одни носилки есть в наборе (хотя надо бы четыре, если хочется собрать правильный салон). Есть более существенный вопрос: через остекление водительской кабины будет хорошо видна перегородка с салоном, а она у модели неверна совершенно. Поэтому я аккуратно вырезал перегородку из кузова и вклеил взамен самодельную – с застекленным окном над местом шофера и распашной двустворчатой дверью за сиденьем санитара. Кстати, в водительской кабине никакого дивана не было и быть не могло – как бы тогда пользовались дверями в перегородке с санитарным салоном? У водителя было отдельное сиденье, а вот на чем сидел санитар – вопрос. Скорее всего, на таком же одинарном сиденье со складной спинкой для доступа к дверям. Возможно, его еще и можно было сдвинуть для доступа в салон вперед по направляющим.

Lancer Models предлагает задние двери с окнами. Фотографий таких ГАЗ-55 пока найдено… ровно одна – захваченная финнами в Карелии летом 1941 года машина. Все остальные снимки демонстрируют глухие двери. Впрочем, ошибки производитель не допустил – действительно, в 1940 году (как минимум) автомобили с этими окнами в Горьком выпускали. Однако построить такую модель проблематично за отсутствием хоть каких-нибудь данных: ни чертежей, ни фотографий – кроме той единственной, где ничего кроме окон и не видно. Какие были особенности конструкции, номера и обозначения хотя бы одной такой санитарки – увы, ничего неизвестно. По этой причине я предпочел окна заделать, представив ГАЗ-55 в том виде, какой машина имеет на абсолютном большинстве фотографий, что позволило без труда подобрать и исторический прототип с ленинградскими номерами ЛЕ 04-42 из фильма «Фронтовые подруги». Этот фильм был снят Виктором Эйсымонтом на киностудии «Ленфильм» в 1941 году. Запечатленный в нем ГАЗ-55 выглядит примерно так же, как и захваченные финнами после начала Великой Отечественной в Карелии машины. Они точно так же ездили с обычными номерами государственной регистрации на черных табличках (и тоже ленинградскими) – привычные для нас по военной хронике номера на дверях кабины и на задней стенке кузова начали писать только в 1942 году...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №9/2017 г. ...>

Модель предоставлена фирмой Lancer Model.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES