Главная » 2017 » Февраль » 5 » Т-72Б3: Мощный, хищный, защищенный

Т-72Б3: Мощный, хищный, защищенный

05.02.2017 в 13:25 просмотров: 560 комментариев: 0 Из коробки

Эдуард ЧУКАШЕВ (г. Москва), Алексей ХЛОПОТОВ (г. Нижний Тагил)
Фотографии модели Э. Чукашева, фотографии прототипа А. Хлопотова

Модель: Russian main battle tank T-72B3
Масштаб: 1/35
Производитель: Meng Model, Китай
Характеристика: пластиковая, литая, 1330 деталей (840 из них - траки), плата фототравления, плата с резиновыми деталями, нить для тросов, 15 деталей из прозрачного полистирола, кондуктор для траков, трафарет для катков, декаль на 5 вариантов.

Рейтинг М-Хоби: 5!

"Мой первый слог сидит в чалме. Он на востоке быть обязан". Применительно к теме нашей статьи, именно чалма - это явный перебор, но настоящий любитель моделей советской БТТ должен, безусловно, начинать свою собирательскую деятельность со слога Meng. Согласно старинной поговорке «лучше поздно, чем никогда», китайские перфекционисты выпустили очередную совершенную модель – российский основной боевой танк Т-72Б3. Исходя из того, что прототип является модернизацией раннего Т-72Б, разработчики поступили аналогично и с моделью. Пластиковая «семьдесятдвойка» создавалась хронологически точно так же - вначале были сделаны модели Т-72Б1 (с навесной динамической защитой (НДЗ) и Т-72Б (М). Но в силу того, что на рынок раньше успели выскочить аналогичные модели от Trumpeter, было принято решение выпуск классических «Бэшек» притормозить, и начать с их модернизированной версии. Кроме того, перед выходом модели велась бурная дискуссия о том, какой вариант модернизации делать - массовую войсковую Б3 или «гоночную биатлонную» Б3М (Б4). Решили делать именно массовую. Дело в том, что, не смотря на наличие всех необходимых материалов для создания Б3М, эта модель потребовала бы создания новых больших пресс-форм на катки и гусеницы. Соответственно, это обстоятельство потянуло бы большие дополнительные расходы. Не секрет, что китайские производители сейчас очень жестко конкурируют между собой. Как говорится, «в живых остаться должен только один». Поэтому так важен поиск оптимального баланса между популярностью прототипа, востребованностью его модели, затратами на ее создание, уровень деталировки и качества. Думается, что с моделью Т-72Б3 фирма Meng в итоге не прогадала.

Что касается прототипа, то на данный момент именно Т-72Б3 является основным танком в армии Российской Федерации. Некоторое количество таких же машин было замечено в Новороссии, где весьма успешно применялось в противоборстве ВСУ. Такие машины выступали на международных армейских соревнованиях «Танковый биатлон», принося своим командам заслуженные награды.

Вариант модернизации Т-72Б3 был создан УКБТМ в 2010-11 годах с использованием наработок по темам «Мотобол» и «Рогатка-1». При этом упор был сделан на повышение огневых возможностей, особенно, при ведении боевых действий ночью. С этой целью на танк был установлен новый тепловизионный многоканальный прицел «Сосна-У» и модернизированное орудие 2А46М5 с существенно улучшенными параметрами точности. Для гарантированного поражения современных танков вероятного противника боекомплект был пополнен новыми оперенными бронебойно-подкалиберными снарядами «Свинец-1» и «Свинец-2». Соответственно, был доработан и автомат заряжания. В целях экономии средств, модернизации почти не подвергалась защита танка, также без изменений осталась и силовая установка - на модернизированном танке стоит «старый» дизель типа В-84 (840 л.с.). Такая вынужденная экономия, мотивировкой которой была необходимость провести через «омоложение» как можно большее количество машин за короткий промежуток времени, подвергалась критике со стороны СМИ и экспертного сообщества. Да и некоторые непосредственные пользователи поначалу отзывались о Т-72Б3 не очень лестно. Особо преуспели в осуждении новой модификации офицеры, ранее служившие на танках типа Т-80. Однако необходимо признать, что подвижность Т-72Б3 все равно находится на вполне приемлемом уровне, так как, в отличие от большинства западных танков, в процессе модернизации Т-72 практически не прибавил в весе.

В 2011 году по временной документации была модернизирована первая партия машин, которая почти полностью ушла в «горячий» регион - на Северный Кавказ. Этим танкам еще не было присвоено наименование Т-72Б3 - в прессе их величали «Т-72БМ», что, конечно же, неправильно. В документации они значились как «Изделие 184 с ПНМ «Сосна-У». Непосредственно в КБ их иногда называли «Модернизированный танк Т-72Б обр. 2011 года». Внешне такие машины отличаются «дырой» в динамической защите на лобовой части башни. Собственно, эта «дыра» имелась и раньше, только прикрывалась она ИК-прожектором Л-4А. Поскольку на танке появился тепловизор, этот прожектор сняли, буквально следуя букве ТТЗ, а взамен него ничего не поставили, что резало глаз очень сильно. Столь бездумное решение было подвергнуто нещадной критике, и танк пришлось дорабатывать: на место Л-4 установили дополнительную секцию блоков динамической защиты. Еще одна заметная деталь - с танка были сняты так называемые подбой и надбой - накладки из весьма огнеопасного материала на основе полиэтилена, защищающие экипаж от воздействия проникающей радиации. Вместо подбоя внутри были установлены тканевые экраны, защищающие экипаж от вторичных осколков. Самое же главное - в состав СУО вошел автомат сопровождения цели (АСЦ), существенно повышающий вероятность ее поражения. В настоящее время АСЦ серийно устанавливается только на Т-72Б3, на Т-90С для некоторых иностранных заказчиков и еще на суперсовременном танке Т-14 «Армата». Танк Т-72 в такой комплектации прошел государственные испытания и был принят на вооружение приказом министра обороны №3232 от 19 октября 2012 года. Уже к концу этого года в армию отправили более 170 таких танков. Их модернизация начала проводиться сразу на двух производственных площадках: в Нижнем Тагиле и в Омске. Ныне модернизацию по стандарту Т-72Б3 прошло уже около 1000 машин. Кроме того, танки, выпущенные в 2011 году, уже прямо на месте доводились до стандартного варианта.

Разработка моделей семейства Т-72 велась по материалам, предоставленным фирме Meng Алексеем Хлопотовым, о чем китайцы не преминули с благодарностью сообщить в инструкции. Особо отметим, что автор собирал и систематизировал данные о прототипах на протяжении двух десятков лет, а воплощение в пластик «Бэшки» велось под его неусыпным контролем. Более того, Уралвагонзавод тоже внес свою лепту, консультируя производителя. В СМИ и интернете проходила информация о подготовке лицензионного соглашения между нашим бронетанковым гигантом и Meng Model. К сожалению, по ряду причин и обстоятельств, возникших на нашей российской стороне, это соглашение так и не было подписано.

А теперь настала пора перейти непосредственно к самой модели. Нас радостно встречают 25 литниковых рамок и три крупных детали (верх, низ корпуса и верх башни) отлитые из темно-зеленого пластика (уступка не умеющим красить), который может показаться чуть хуже по качеству, чем традиционный менговский желтый. Он слегка махрится при обработке точением. Возможно, тут сыграли роль специальные добавки для улучшения проливаемости, так как литье деталей достаточно сложной формы по качеству совершенно превосходное. Мелкие детали отлиты филигранно, хотя в некоторых случаях заметен крохотный облойчик (например, на тягах отвала самоокапывателя – дет. F16). Вся «мелочевка», включая всевозможные шланги, снабжена специальными посадочными местами, так что установка этих деталей на корпус модели упрощается в разы. О высочайшем качестве литья весьма красноречиво свидетельствуют стволы пулеметов: тот факт, что дуло крупнокалиберного «Утеса» уже рассверлено производителем, сейчас мало кого удивит, а вот рассверленный ствол спаренного ПКТМ – это просто восторг. Кстати этот пулемет можно вклеить в башню в двух вариантах: с обнаженным стволом (Х43) и зачехленный (Х28).

Сборка модели проходит под девизом: «Meng – скажи шпаклевке нет!». Правда, иногда дает о себе знать огромное количество деталей и возникает крамольная мысль, а не слишком ли подробно деталирована модель? Но, постепенно, особенно соединяя 600-ю или 700-ю деталь трака, приходишь к неизбежному выводу, что так уж теперь устроен свет и век простейших сборок кончился с приходом в наше хобби китайских производителей (а в армию – сложных образцов современной техники).

На сборочном этапе 19 имеет смысл несколько отойти от рекомендаций инструкции и поступить следующим образом: в корпусе левой фары.....

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №2/2017 г. ...>

М-Хобби №2/2017

Думается, что не только наш журнал, но и тысячи моделистов должны выразить благодарность Алексею Хлопотову (блог Gur Khan Attacks! http:gurkhan.blogspot.ru) за самоотверженное участие в разработке модели Т-72Б3.

Модель для тестовой сборки предоставлена фирмой «Мир моделей» - официальным дистрибьютором фирмы Meng.

Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES