Главная » 2017 » Февраль » 8 » Толстый «МиГ двадцать один»

Толстый «МиГ двадцать один»

08.02.2017 в 11:17 просмотров: 576 комментариев: 0 Из коробки

Сергей ШУМИЛИН (г. Харьков)

Модель: Е-152А
Масштаб: 1/72
Производитель: Modelsvit, Харьков
Характеристика: пластиковая, литая (ЛНД), 145 деталей, фототравление, декаль на 2 варианта, маски для фонаря кабины.

Рейтинг М-Хобби : 4


Моделью Е-152А Modelsvit продолжает свою серию «тяжелых МиГов» (вскоре мы увидим и Е-152М). Появление этих самолетов было вызвано к жизни разработкой автоматизированной системы перехвата воздушных целей «Ураган-5», которая полным ходом шла в конце 1950-х годов в СССР. Эта система должна была обеспечить уничтожение высотных целей, а острая потребность в ней объяснялась тем, что с 1956 года над территорией СССР на высотах более 20 тыс. метров совершали разведывательные полеты американские самолеты-шпионы U-2, достать которые имевшиеся на вооружении перехватчики не могли. В наземную часть системы «Ураган-5» входили обзорно-следящие РЛС и пункт наведения, а для воздушной части проектировались управляемые ракеты и новые перехватчики.

Занялось созданием высотного перехватчика и ОКБ Микояна (ОКБ-155). Первым был построен опытный самолет Е-150. В декабре 1958 г. его перевезли для испытаний на аэродром ЛИИ, однако из-за неготовности летного экземпляра двигателя Р15-300М для него, Е-150 впервые поднялся в воздух только спустя полтора года.

Пока Е-150 стоял на земле, в ОКБ-155 были разработаны две его модификации, которые получили индексы Е-152 и Е-152А. Они были очень похожи друг на друга, отличаясь в основном хвостовой частью. Е-152 имел тот же двигатель, что и Е-150, а на Е-152А конструкторы подстраховались – вместо «проблемного» Р15-300М установили два уже хорошо отработанных серийных двигателя Р11Ф-300, которые применялись на МиГ-21 и Як-28. Конечно, все прекрасно понимали, что после такой замены двигателя на Е-152А расчетных параметров полета достигнуть уже не удастся, но зато можно было испытать многие системы, да и самолет в целом. В основном Е-152А предназначался для отработки РЛС «Ураган-5Б», что из-за проблем с двигателем не удавалось сделать на Е-150.

Первый полет Е-152А состоялся 10 июня 1959 г. - почти на год раньше, чем взлетел Е-150 (8 июля 1960 г.). Выполнил его летчик-испытатель Г.К. Мосолов. Заводские испытания завершились 6 августа 1960 г. В общей сложности было выполнено 55 полетов, из них два с пилонами и еще два с макетами ракет К-9.

После завершения в августе 1960 г. программы летных испытаний на самолете Е-152А вместо системы «Ураган-5» была установлена аппаратура комплекса перехвата Е-152-9. Вскоре самолет, оборудованный АПУ для пуска управляемых ракет К-9, был перебазирован на полигон ГК НИИ ВВС для продолжения испытаний (было проведено 39 полетов и 10 пусков ракет). В начале января 1960 года машину отправили в Москву на опытный завод для дооборудования, планируя завершить работу до наступления весны. В 1961 году Е-152А продемонстрировали на воздушном параде в Тушино. В 1962-1965 гг. ОКБ-155 было вынуждено использовать самолет Е-152А (вместо Е-152М) для отработки отдельных элементов систем проектируемого истребителя-перехватчика Е-155. Именно Е-152А стал «рабочей лошадкой», отдуваясь за непоставки двигателей Р-15Б-300. Всего было выполнено около 80 полетов. 29 января 1965 г. во время испытаний Е-152А потерпел катастрофу, в которой погиб летчик-испытатель И.Н. Кравцов.

Пластиковые детали Е-152А размещены на 10 литниках (из них один с прозрачными деталями, один с креслом КК-2, два с ракетами К-9 и пилонами). Детали отлиты аккуратно, утяжин нет, однако на некоторых деталях замен небольшой облойчик (литники А, E, G, M), который, впрочем, легко удаляется. Расшивка внутренняя, ее линии четкие - за исключением брюха фюзеляжа. Из-за того, что в пресс-форме его поверхность занимает практически вертикальное положение, здесь внутренняя расшивка становится больше похожей на внешнюю. Чтобы нормально отобразить расшивку и профиль поверхности в подобных местах, производитель, кроме традиционного вертикального разделения фюзеляжа на левую и правую половинки, вычленил из него некоторые панели и отлил их отдельными деталями. Расположение линий расшивки хорошо соответствует схеме В. Климова, опубликованной в журнале «Авиация» 2/99. Кроме пластиковых деталей, в набор входит плата фототравления и маски для удобной окраски фонаря кабины.

Восьмистраничная инструкция формата А4 сшита в виде книжки. Здесь приведены схемы литников с нумерацией деталей, 3D прорисовки порядка сборки (достаточно крупно и подробно). На последней станице инструкции – два варианта схем окраски и маркировки. Используемые при покраске цвета, обозначены в палитре красок Humbrol.

Декаль небольшого размера, основную ее площадь занимают красные звезды и номер Е-152А. Также здесь есть изображения приборной панели (две штуки - с запасом) и боковых пультов, есть и некоторое количество мелких технических надписей.

С учетом специфического членения фюзеляжа модели, его сборка оказалась довольно трудоемкой задачей, потребовавшей примерок, подгонки и шпаклевки. Так как на Е-152А устанавливалось два двигателя рядом дуг с другом, то задний участок его фюзеляжа имел в сечении форму положенной на бок восьмерки. Отлить это при вертикальном членении фюзеляжа без использования многоразъемной формы в принципе невозможно, поэтому, чтобы отобразить ложбину между двигателями, производитель придумал ...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №2/2017 г. ...>

М-Хобби №2/2017
Фотографии по теме
Комментарии 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES