Главная » Статьи » Броня

Неизвестное об известном. (Су-100) Часть 2

Продолжаем рассказ об истории изменения конструкции самоходной установки СУ-100 в ходе ее массового производства на свердловском Уралмашзаводе (УЗТМ). Речь пойдет почти исключительно о существенных с точки зрения моделизма вещах, то есть о том, что видно снаружи машины.

Разумеется, с конструкторской точки зрения это обычно малозначительные изменения по сравнению с внедрением, скажем, упрочненного фундамента под двигатель или борьбе с трещинами топливопроводов и заменой материала их трубок. Поэтому в отчетах и в переписке завода как раз гораздо больше говорится об этом, а не о переносе какого-нибудь поручня на корпусе. Но, все же, совместный анализ сохранившихся СУ-100, старых фотографий и архивных документов позволил сделать ряд выводов, которые и будут предложены читателям ниже. Как и в первой части, повествование здесь ведется в хронологическом порядке - по месяцам: в прошлый раз мы остановились на январе 1945 года. Однако фотографии изменений разных деталей и узлов самоходки наглядности ради даются единой линейкой за весь период производства на УЗТМ, даже если показываемые усовершенствования описаны под своим месяцем в других частях этой статьи.

Февраль 1945.

Февраль ознаменовался разработкой новых чертежей бронекорпуса – ради все той же борьбы с трещинами брони, которые образовывались от углов любых вырезов. Первые опытные семь бронекорпусов новой конструкции сварили тогда же в феврале: на них исчезла створка люка заряжающего на задней вертикальной стенке рубки.

Желобки на правой стенке литой неподвижной бронировки орудия над головками болтов, по всей видимости, из-за введения в эксплуатацию новой литейной модели, с февраля приобретают четкие границы – такой вид они будут иметь по июль 1945 г. включительно.

Несмотря на совершенно другую пушку самоходки, на СУ-85 и СУ-100 для укладки орудийного ЗИП использовали стандартный «тридцатьчетверочный» ящик с размерами 1260х200х200 мм от танковой пушки Ф-34. Однако изначально он крепился на левой надгусеничной полке ближе к носу машины, а потом был смещен назад (точная дата неизвестна, но определенно это изменение произошло не ранее января 1945 г.).

Март 1945.

С середины марта новые бронекорпуса пошли в серийное производство – на СУ-100 с этого момента нет больше вертикальной створки люка заряжающего.

Еще одно изменение, произошедшее в марте – исчезает литера «Р.», отлитая прежде на крышке люка механика-водителя. В апреле крышки люков с буквой уже не встречаются на СУ-100. Любопытно, что на самоходках СУ-85 эту крышку украшала литера «С.» с точкой. Документов о значении этих букв пока найти не удалось, но конструкторская логика прослеживается такая: завод УЗТМ отливал броневые детали для многих боевых машин, в том числе и поставлял их другим заводам. У самоходок СУ-122 люк механика-водителя был намного уже «тридчатьчетверочного», так что перепутать эти крышки с танковыми было невозможно. А вот крышка люка СУ-85 внешне была очень похожа на крышку для люка Т-34, отличаясь лишь в деталях, поэтому ее маркировали литерой «С.» - «самоход» (так именовались машины в заводских документах 1940-х годов). В свою очередь, новая крышка люка самоходки СУ-100, у которой толщина лобовой бронеплиты была увеличена до 75 мм, также стала более толстой для достижения равнопрочности с броней. Но внешне оставалась похожей на аналогичную деталь для СУ-85, что и потребовало особой ее маркировки. После завершения производства крышек люков для Т-34 и СУ-85, аналогичная деталь СУ-100 уже не нуждалась в специальной маркировке, но литера «Р.» («равнопрочная») исчезла лишь при изготовлении новой литьевой оснастки – понятно, что только ради ликвидации буквы никто бы ее менять не стал, это делалось лишь по износу или при необходимости изменить конструкцию. Применительно к крышке люка мехвода СУ-100 термин «равнопрочность» применяется в рукописном «Кратком техническом описании головного образца» (ЦАМО фонд 38 опись 11369 дело 460), составленном в июне 1944 г. на УЗТМ, что и дает возможность предложить именно такую расшифровку загадочной буквы «Р.» на нем.

С 15 марта 1945 на СУ-100 устанавливаются телескопические прицелы ТШ-19 с обогревом.

Апрель 1945...


Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №1/2017 г.

М-Хобби №1/2017


Источник: https://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17001/
Категория: Броня | Добавил: aveg62 (28.12.2016) | Автор: Николай ПОЛИКАРПОВ E
Просмотров: 274 | Теги: М-Хобби №1-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES