Главная » Статьи » Колёса

Несостоявшийся автобус

Александр ГОВОРУХА (г. Николаев)
Фотографии из архива ЧЗСА, из отчетов НИЦИАМТ.
Чертежи автора.

Автобусы, о которых сегодня пойдет речь, не были представлены ни на одной выставке. О них не писали автомобильные газеты и журналы. Об их существовании знали только те, кто непосредственно проектировал, изготавливал и испытывал их. С момента их изготовления прошло более 25 лет. Нам выпала уникальная возможность вспомнить те годы и более детально познакомиться с этими автобусами, изготовленными на черниговском заводе спецавтотранспорта (ЧЗСА), а ныне ОАО «Спецтехника».

Львовское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) ГОСКИНО УССР в конце 1987 г. приступило к проектированию автобуса вагонной компоновки на шасси грузовика ГАЗ-3307. Оглядываясь на тенденции отечественных производителей (вспомним тот ПАЗ-3205), уже на стадии эскизного проектирования кузову автобуса придали угловатую форму, а остекленение рабочего места водителя и салона сделали обширными. В марте 1988 г. был готов компоновочный габаритный чертеж, и конструкторский коллектив приступил к вычерчиванию чертежей на узлы и детали этого автобуса. В следующем 1989 году, когда львовское ПКБ ГОСКИНО УССР переименовали в ПКБ МИНКУЛЬТУРЫ УССР, была завершена работа над новым автобусом. Итогом этого труда стало появление опытного образца, изготовленного здесь же - во Львове. Опытные образцы автобусов Львовское ПКБ создавало на собственном производстве на площадях Львовского предприятия «Кинотехпром». Автобус создавался для серийного производства в Чернигове, поэтому новинка получила обозначение ЧПК-5-3307 «Десна-1». Изначально планировалось, что в салоне будут установлены мягкие комфортабельные кресла, наподобие тех, что стоят в междугородних автобусах, но реально с таким салоном был построен только самый первый экземпляр. Первый опытный образец был выкрашен в бежевый цвет и имел желтые и коричневые полоски на бортах кузова. Юбка кузова до уровня колесных арок была покрашена в черный цвет. Такой контраст придавал новому автобусу сбалансированный внешний вид.

Испытания опытного образца выявили недочеты в конструкции. Все замечания тщательно рассматривались конструкторами и исправлялись, по хорду дела вносились изменения в документацию. В 1990 г. во Львове был изготовлен второй образец ЧПК-5-3307 «Десна-1», ставший исправленной версией первого образца. Но если на первый опытный образец удалось выбить оригинальные комплектующие, то для изготовления второго потребовалось некоторые узлы и агрегаты заменить более дешевыми и массово освоенными в производстве другими предприятиями.

Рабочее место водителя было отделено от салона перегородкой с большим стеклом. Кресло водителя - подпружиненное с мягкой спинкой и сидушкой. В салоне размещались 23 сидения, причем пять сидений образовывали один общий диван. Для проветривания пассажирского салона служили два люка в крыше, а также жалюзи в верхней передней и задней частях кузова. Огромное плоское панорамное стекло состояло из четырех частей: само лобовое стекло состояло из двух половинок, плюс еще два высоких треугольных стекла стали продолжали его на боковых стенках. Такое стекло обеспечивало отличный обзор с рабочего места водителя. Отличительной чертой конструкции автобуса были высокие боковые стекла, которые начинались немного выше сидений, а заканчивались у самой крыши. Входили в салон через одностворчатую распашную дверь, которую можно было открыть как снаружи, так и изнутри. Диски колес получили стильные колпаки с тремя вытянутыми прорезями.

Второй образец автобуса, который по замыслу конструкторов должен был быть уже весьма близок к виду серийной продукции, получил небольшие отличия. При его изготовлении учитывался опыт эксплуатации первого опытного образца, в результате стильные прямоугольные фары головного света были заменены типовыми круглыми, хотя выштамповки в оформлении передка для установки фар не изменились. В задней части салона появилась еще одна дверь для аварийного выхода. Этот выход не имел ступенек, поэтому при необходимости пришлось бы спрыгивать с высоты почти 85 см. Почти все боковые окна получили сдвижные форточки, так как вентиляция салона в летние дни только за счет верхних люков и жалюзи в бортах оказалась недостаточной. Изменилась конфигурация прорезей на решетке радиатора. Красивые вытянутые отверстия в передней облицовке опытного образца оказались неспособными обеспечивать эффективное охлаждение двигателя. В результате на передке автобуса были установлены две сетки в виде смещенной от центра оси автобуса буквы «Т». Появилась дополнительная решетка-сетка на боковой стенке напротив двигателя.

Салон второго образца уже не имел комфортабельных кресел, а был укомплектован мягкими, но не высокими сиденьями без поручней. Этот автобус был окрашен в белый цвет с синими и голубыми горизонтальными линиями и уже не комплектовался декоративными колпаками колес.

Полный текст статьи вы можете прочитать в М-Хобби №2/2017.

 

М-Хобби №2/2017


Источник: https://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17002/
Категория: Колёса | Добавил: aveg62 (07.02.2017) | Автор: Александр ГОВОРУХА (г. Николаев)
Просмотров: 322 | Теги: М-Хобби №2-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES