Главная » Статьи » Крылья

«Грачи» в сирийском небе

30 сентября 2015 г. Россия начала воздушную операцию в Сирии – первую широкомасштабную военную кампанию за пределами границ бывшего СССР со времен войны в Афганистане. 26 августа 2015 г. между Россией и Сирией было заключено Соглашение о размещении на территории Сирийской Арабской Республики (САР) на безвозмездной основе и на бессрочный период авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации. 30 сентября в соответствии с Договором «О дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой» от 8 октября 1980 г. президент Сирии Башар Асад обратился к России с официальной просьбой об оказании военной помощи. В этот же день Совет Федерации дал Президенту РФ В.В. Путину согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации на территории САР. При этом рассматривалось только применение авиации для оказания поддержки сухопутным войскам Сирии с воздуха, без проведения наземной операции. (14 октября 2016 г. Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики», принятый Государственной Думой 7 октября 2016 года и одобренный Советом Федерации 12 октября 2016 года).
Решением Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации на аэродроме Хмеймим (международный аэропорт имени Базель аль-Асада) в провинции Латакия Сирийской Арабской Республики была развернута смешанная авиационная группа (смешанный авиационный полк особого назначения) Военно-воздушных сил Воздушно-космических сил Российской Федерации в составе: 4 многофункциональных самолетов-истребителей Су-30СМ, 4 фронтовых бомбардировщиков Су-34, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24М, 12 самолетов-штурмовиков Су-25СМ и Су-25УБ, самолета радиоэлектронной разведки Ил-20М1, 12 ударных вертолетов Ми-24П и 5 транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ (Сведения о наименованиях, подчиненности, составе и дислокации упомянутых в статье авиационных частей публикуются по материалам открытой печати). Переброска авиатехники осуществлялась посредством самостоятельного перелета через территорию Ирана и Ирака.
Штурмовая эскадрилья авиагруппы включала десять Су-25СМ и два Су-25УБ из состава 960 штурмового авиационного полка 1-й гвардейской смешанной авиационной дивизии 4-й армии ВВС и ПВО Южного военного округа, дислоцированного в Приморско-Ахтарске. 960 шап стал третьим (после буденовского и черниговского) полком в ВВС, получившим на вооружение модернизированные штурмовики Су-25СМ. К практическому освоению обновленной матчасти кубанские летчики приступили в конце февраля 2013 г., после того как полк получил первые 8 штурмовиков из подмосковной Кубинки (ремонт и модернизация Су-25 до уровня Су-25СМ осуществляется на 121 АРЗ в Кубинке). К тому времени большая часть летного состава полка прошла теоретическое переучивание в Центре подготовке авиационного персонала и войсковых испытаний МО РФ в Липецке (бывшем 4-м ЦБП и ПЛС), а ИТС – на заводе в Кубинке. Первые полеты на Су-25СМ в Приморско-Ахтарске состоялись 25 февраля 2013 г. Благодаря новым прицельно-навигационному комплексу ПрНК-25СМ «Барс» и цифро-аналоговой системе управления вооружением СУО-39М, модернизированные штурмовики могли поражать наземные цели днем и ночью при визуальной видимости, выполнять навигационное бомбометание (по заданным координатам цели) круглосуточно в любых метеоусловиях с горизонтального полета и соложных видов маневра. Расширилась номенклатура авиационных средств поражения: в состав вооружения самолета включили УР «воздух – воздух» Р-73Э (вместо Р-60М) и новые модификации НАР С-8 и С-13. Новое оснащение кабины, прежде всего коллиматорный индикатор КАИ-1-01 и многофункциональный цветной ЖК индикатор МФЦИ-0332М в составе системы отображения информации СОИ-У-25, позволило улучшить условия работы летчика и повысить эффективность боевого применения, которая в целом у модернизированного штурмовика по оценкам специалистов возросла в 1,5 раза. В 2014 году самолетами Су-25СМ полностью укомплектовали первую и вторую авиационные эскадрильи, при этом «простые» Су-25 свели в третью эскадрилью, выведя излишки техники за штат. Однако уже в октябре-ноябре 2014 года одну эскадрилью СМ-ов передали на формирование смешанного авиационного полка в Гвардейское. Таким образом, к началу Сирийской кампании 960 шап располагал только одной эскадрильей модернизированных штурмовиков, которые и решено было задействовать в операции.
В ходе подготовки к перелету в Сирию произвели инженерно-штурманские расчеты, в результате которых выяснилось, что до намеченной на маршруте точки промежуточной посадки на территории Ирана самолетам Су-25УБ не хватало запаса топлива (на спарках полная заправка почти на 500 кг меньше, чем на боевых машинах). Выход из положения нашли в замене двух из четырех подвесных топливных баков ПТБ-800 (штатных для Су-25 всех модификаций) на баки большей емкости ПТБ-1150, которые могут подвешиваться на Су-25 (только на 3 и 9 точках подвески), но практически нигде не используются, и потому в полку их не оказалось. Выручили соседи из Буденновска, у которых нужные баки нашлись на складе. Спарки перегнали в Буденновск, укомплектовали парой ПТБ-1150 и облетали для проверки выработки топлива. Попутно выявились особенности поведения самолетов на взлете – из-за получившейся предельной задней центровки они норовили «присесть» на хвост, так что компенсировать чрезмерный рост тангажа на взлете приходилось отклонением РУС от себя.
16 сентября 2015 г. самолеты Су-25СМ №№ 21, 22, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32 с аэродрома Приморско-Ахтарск и Су-25УБ № 44 и № 53 с аэродрома Буденновск выполнили перелет на аэродром Моздок. После подготовки летного состава и получения боевой задачи 19 сентября приступили к поэтапному перебазированию в Сирийскую Арабскую Республику. Тремя группами по четыре самолета (спарки Су-25УБ шли ведущими первых двух звеньев) в сопровождении самолетов-лидеров Ил-76 штурмовики вылетели в Иран. Полет продолжительностью 1 час 30 минут проходил на высоте 6900 метров. Большая часть маршрута пролегала над акваторией Каспийского моря вне видимости береговой черты. Промежуточную посадку для отдыха и дозаправки произвели на высокогорном аэродроме Хамадан, имеющем превышение в 1700 метров над уровнем моря. После подготовки авиационной техники и отдыха летного состава тремя группами в сопровождении самолетов-лидеров эскадрилья вылетела в конечный пункт маршрута - аэродром Хмеймим. После пересечения первой группой на высоте 6900 метров Ирано-Иракской границы возникли трудности. По команде центра управления полетами в Багдаде, в зоне ответственности которого находились наши самолеты, группам был изменен маршрут – он отклонился на юг и увеличился на 200 километров. Данная провокационная команда поставила под угрозу благополучное завершение перелета, так как полет выполнялся на максимальную практическую дальность полета для высоты практического потолка самолета Су-25.
Штурманы самолетов-лидеров Ил-76 выполнили необходимые расчеты, и стало ясно, что благополучное завершение полета по остатку топлива возможно только при дальнейшем полете на высотах более 9000 метров. Летный состав, осознавая всю ответственность за выполнение правительственной задачи и оценивая свою физическую подготовку, принял решение продолжать полет на высоте 9600 метров (практический потолок самолета Су-25 по жизнеобеспечению экипажа в связи с отсутствием герметичной кабины составляет 7000 метров). Превозмогая физиологические проблемы, вызванные длительным нахождением в разряженной атмосфере без специального высотного снаряжения, экипажи проявили мужество и в течение 1 часа 20 минут выполняли полет на высоте 9600 метров, завершив перелет благополучной посадкой на авиабазе Хмеймим.
Личный состав группы разместился в жилых модулях, оборудованных всем необходимым для комфортного проживания, отдыха и подготовки к выполнению боевых задач. После восстановления сил и акклиматизации, летный состав приступил непосредственно к работе. 23 сентября состоялись первые полеты на ознакомление с районом боевых действий, а 30 сентября экипажи Су-25 выполнили первые боевые вылеты на удары по наземным целям.
В первый день воздушной операции ВКС России самолеты авиационной группировки Су-25, Су-24М и Су-34 с авиабазы Хмеймим нанесли первые точечные удары по восьми объектам международной террористической организации «Исламское государство» на территории Сирии (другие названия: «Исламское Государство Ирака и Сирии», «Исламское Государство Ирака и Леванта», «Исламское Государство Ирака и Шама», сокращенно ИГ или ИГИЛ – международная организация, признанная террористической и запрещенная законодательством Российской Федерации. Также в список запрещенных входит упоминаемая в тексте «Джебхат ан-Нусра»). Целями авиаударов стали КП и штаб управления формированиями террористов, склады оружия, боеприпасов и ГСМ, узлы связи, боевая техника и транспортные средства боевиков. С первого дня воздушной кампании ВКС России наращивали интенсивность боевой работы в Сирии. Если в течение вторых суток операции авиационной группировкой было осуществлено 18 самолетовылетов (в результате чего поражено 12 целей террористов), то уже 5 октября летный состав выполнил 40 самолетовылетов (поражено 19 целей), 8 октября – 67 (поражено 60 целей), а 12 октября – максимальные на тот момент 88 самолетовылетов с поражением 86 целей. К концу октября количество самолетовылетов уже достигло 90-100 в сутки. За первый месяц ведения боевых действий российская авиация выполнила 1391 боевой вылет, в результате которых уничтожила 1623 объекта террористов, в т.ч.: 249 различных пунктов управления и узлов связи; 51 лагерь для подготовки террористов; 35 заводов и мастерских, где террористы начиняли взрывчатыми веществами автомобили; 131 склад боеприпасов и топлива; 371 опорный пункт и укрепленный узел; 786 полевых лагерей и различных баз (Пресс-брифинг начальника Главного оперативного управления Генерального штаба ВС РФ Андрея Картаполова 30.10.2015 г. Веб-страница: https://www.youtube.com/watch?v=dJ3X8NhgV-Q).


На протяжении первых полутора месяцев авиационные удары группировкой ВКС выполнялись исключительно по заранее заданным (разведанным) целям, коими являлись: штабы, пункты управления и узлы связи; склады вооружения, боеприпасов и ГСМ; подземные сооружения, укрепрайоны и оборонительные позиции боевиков с вооружением и военной техникой; районы сосредоточения резервов бандформирований; мини-заводы и мастерские по изготовлению самодельных ракет, фугасов и прочих взрывных устройств. Вот несколько конкретных примеров, характеризующих интенсивностью боевой работы штурмовой авиации группировки ВКС РФ и типовые задачи, решаемые ей в Сирии в этот период (Ниже приводятся выдержки из информационных бюллетеней Управления пресс-службы и информации Министерства обороны Российской Федерации с сайта МО РФ. Орфография и стилистика сохранены // Минобороны России. – Авиационная группа в Сирии. Веб-страница: http://syria.mil.ru/). Так, 1-2 октября «Су-25 нанесли удар по полевому лагерю боевиков ИГИЛ в районе МААРЕТ-ЭН-НУУМАН, провинция ИДЛИБ. Полностью разрушены бункеры, а также склады оружия и горюче-смазочных материалов террористов»; - «Штурмовиками Су-25 в районе МААРЕТ-ЭН-НУУМАН, провинция ИДЛИБ, полностью разрушен замаскированный под завод газовых баллонов крупный цех по производству фугасов и самодельных взрывных устройств»; - «В районе ЭЛЬ-ЛАТАМНА, провинция ХАМА ... самолетами Су-25 нанесены удары по двум бункерам, в которых располагались пункты управления формированиями боевиков и склады террористов. В результате попадания на одном из объектов сдетонировали боеприпасы, полностью уничтожившие данный объект»;- «В районе ХАН-ШЕЙХУН, провинция ИДЛИБ, точечными ударами бомбардировщиков Су-24М и штурмовиков Су-25 разрушен пункт управления вооруженных формирований ИГИЛ».
В течение следующих трех суток: - «Штурмовиками Су-25 атакован лагерь подготовки террористов в районе КЕСЛАД-ЖУК, провинция ИДЛИБ. В результате удара уничтожены укрытия боевиков и мастерская по изготовлению самодельных взрывных устройств, в том числе «поясов шахидов»;- «…самолетами Су-24 и Су-25 нанесены три последовательных удара по пункту управления и складу боеприпасов недалеко от города МААРЕТ-ЭН-НУУМАН. Все цели уничтожены»; - «… штурмовиками Су-25 нанесен удар по лагерю подготовки террористов ИГИЛ в районе ДЖИСР-ЭШ-ШУГУР, провинция ИДЛИБ. Уничтожены строения, в которых находился склад с боеприпасами террористов. В результате детонации боеприпасов уничтожено четыре единицы автомобильной техники»; - «при проведении воздушной разведки беспилотными летательными аппаратами в районе ДЖАБЕЛЬ КОБА, провинция ИДЛИБ, была обнаружена огневая позиция артиллерии боевиков. Ударом штурмовиков Су-25 по данной цели уничтожено три артиллерийских орудия и полевой склад с боеприпасами»; - «... на востоке провинции ХОМС, недалеко от города ТАДМОР, боевая пара штурмовиков Су-25, а также бомбардировщик Су-24М нанесли удары по двум районам сосредоточения техники ИГИЛ. Всего уничтожено около двадцати единиц средних танков Т-55, захваченных боевиками ранее у сирийской армии. В результате детонации боекомплекта и топлива боевых машин возникли многочисленные очаги возгорания»;- «В районе ТАДМОР провинции ХОМС ... штурмовиками Су-25 нанесен удар по району сосредоточения инженерной техники боевиков, в результате чего уничтожено инженерное вооружение и техника, захваченные ранее террористами ИГИЛ у сирийской армии»;- «Две пары Су-25 нанесли удары по пункту управления и узлу связи террористов, расположенным в горном массиве ДЖЕБЕЛЬ-БАТРА, и штабу боевиков ИГИЛ в горах ДЖЕБЕЛЬ-МГАР провинции ДАМАСК».
Полеты на боевое применение штурмовиками выполнялись как днем, так и в темное время суток. Так, 8 октября:- «Ночью с авиабазы «Хмеймим» самолеты российской авиации совершили 22 боевых вылета. Экипажи Су-34, Су-24М и Су-25 нанесли удары по 27 объектам террористов на территории Сирии…Штурмовики Су-25и Су-34 нанесли удары по 11 районам расположения лагерей подготовки боевиков ИГИЛ в провинциях ХАМА и РАККА. В результате ударов инфраструктура, используемая для подготовки террористов, уничтожена»; - «При ведении воздушной разведки беспилотными летательными аппаратами в районе населенного пункта ХРАЙЗИН обнаружена замаскированная в лесном массиве база незаконных вооруженных формирований группировки ИГИЛ. В результате удара боевой пары штурмовиков Су-25 по данной цели полностью разрушены постройки и фортификационные сооружения, использовавшиеся боевиками для укрытия от воздушных ударов авиации. На территории базы террористов отмечен сильный пожар».

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №3/2017 г. ...>



Источник: https://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17003/
Категория: Крылья | Добавил: aveg62 (22.03.2017) | Автор: Андрей КОРОТКОВ (г. Москва)
Просмотров: 377 | Теги: М-Хобби 3-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES