Главная » Статьи » Крылья

Имени ЦК комсомола

Андрей АВЕРИН (г. Химки) 
Художник и автор чертежей Евгений ГОРДИЕНКО

При подготовке публикации использованы материалы РГВА.
Автор выражает глубокую признательность Константину Удалову за предоставленные материалы.

В 1932 году для разработки парашютно-десантной техники РККА было создано Особое Конструкторско-Производственное бюро, сокращенно – ОКПБ ВВС РККА. Этой организацией руководил талантливый самоучка Павел Иванович Гроховский. На следующий год в план работы бюро, помимо всего, прочего был включен транспортно-десантный самолет, получивший вскоре обозначение Г-37. Первоначальный замысел предусматривал разработку двухбалочного аппарата с размещением летчиков и десантников в общей гондоле под крылом, но затем в ОКПБ пришли к идее универсального самолета. Десант разместили в подвесной кабине, которую можно было сбросить на парашюте. К сожалению, подробных отчетов не сохранилось, тем не менее, остались некоторые документы, автором которых был сам Павел Иванович, фотографии, а также протоколы прочностных и летных испытаний Г-37, проливающие свет на историю самолета, так сказать, от «первого лица».

Крыло самолета «по случаю» взяли от АНТ-9, однако все остальное проектировали заново - был выполнен практически полный комплекс опытно-конструкторских работ. Аэродинамические продувки модели самолета внушали оптимизм. Подвесная кабина, безусловно, ухудшала летные данные машины, но они оставались вполне приемлемыми. Так, коэффициент аэродинамического сопротивления возрастал с 0,014 до 0,016, коэффициент подъемной силы падал с 0,584 до 0,577, а аэродинамическое качество ухудшалось с 14 до 12,9. Весной-летом 1933 года был выполнен ряд прочностных испытаний агрегатов самолета. Некоторые проблемы возникли только с хвостовой балкой, которая 14 мая разрушилась под нагрузкой в 1004 кг. За две недели конструкцию доработали, выполнив ряд местных усилений, и 29 мая балка выдержала нагрузку уже более 1400 кг.

В начале 1934 года самолет был готов к испытаниям, а 25 февраля П.И. Гроховский разослал военному руководству своего рода циркуляр. Поскольку каждый экземпляр со стереотипным тестом предназначался отдельному адресату, общее их число сегодня установить достаточно сложно. Достоверно известно, что обращение Павла Ивановича получили М.Н. Тухачевский, в тот момент Начальник Вооружения и Замнаркома по Военно-морским делам, Я.М. Терентьев - Начальник Управление Военных Изобретений РККА, а также Я.И. Алкснис, как Начальник УВВС. П.И. Гроховский писал: «17 февраля был закончен и выведен на старт самолет "Универсальное крыло" имени ЦК ВЛКСМ, заложенный мною в 1933 году. В основу проекта я положил задачу создания универсального самолета с идеальными аэродинамическими формами. Это обстоятельство позволило получить лучшие данные по сравнению с существующими самолетами при одинаковых с ними возможностях. Для доказательства было взято худшее крыло ЦАГИ самолета АНТ-9. Построенный самолет в настоящее время успешно проходит заводские испытания, причем показывает отличные данные: При пробежке отмечено быстрое отрывание хвоста и стремление самолета отделиться от земли уже при 900-1000 об/мин. Взлет происходит на скорости 100 км/час увеличиваясь до 140 км/час при 1100 об/мин; горизонтальный полет происходит на этих же режимах. При оборотах 1280-1300 в мин. - скорость 160 км/час. При оборотах 1380 в мин. скорость 195 км/час, при этом машина набирает высоту. Скорость при планировании 110 км/час. Посадочная скорость 90 км/час.

Вибраций в мотофермах, балках, крыльях и органах управления обнаружено не было. Водяная система и регулирующий механизм работали вполне удовлетворительно. Дальнейшее испытание самолета было приостановлено из-за рулей высоты, которые имели недостаточный запас, для чего необходимо увеличить площадь руля высоты на 20%. Из произведенных 4-х полетов больше никаких существенных недостатков самолет не обнаружил. Полных оборотов моторам не было возможности дать из-за большого давления на штурвал.

Данные самолета можно ожидать следующие: Скорость на 1000 м - 260 км/час. Скорость на 3000 м - 280 км/час. Радиус действия - 1600 км. Грузоподъемность бомб 2000 кг.

Заднее отделение багажника дает возможность установить запасной бак с горючим, что даст возможность радиус действия увеличить до 3600 км. Самолет позволяет использовать его в качестве бомбовоза, дальнего разведчика, самолета химика, десантного, пассажирского, агитационного, транспортного и санитарного. Для этой цели самолет имеет подвесные кабины, снабженные также парашютом, позволяющим сбрасывать кабины в случае аварии или по специальному заданию при десантных и транспортных операциях.

Для устранения некоторых мелких недостатков испытания отложены до 27 февраля сего года. Постройка самолета производилась в самых неблагоприятных условиях, в кустарных мастерских склада №17. Но, не смотря на это, машина по тщательности изготовления ничем не отличается от заводских самолетов, благодаря интенсивной работе инженерно-технического состава, который отдавал много сил и энергии на это дело».

К письму Гроховского прилагалось «Краткое техническое описание самолета Г-37 ЦК ВЛКСМ» (орфография оригинала сохранена): «Назначение: Основной идеей самолета является осуществление принципа универсального применения6 при чем данная конструкция может выполнять назначения:

1. Бомбовоза;

2. Самолета-химика;

3. Десантного самолета;

4. Транспортного самолета.

Как бомбовоз самолет используется без подвесной кабины, при этом предусматривается подвеска небольшой стрелковой кабинки. Подвесная кабина позволяет использовать самолет как десантный и как транспортный в различных вариантах его применения (пассажирский, санитарный, агитационный, грузовой и пр.). Подвесная кабина снабжена парашютом Г-40, позволяющим сбрасывание кабины в случае аварии или по специальному заданию при десантных операциях.

Описание конструкции

Свободнонесущий моноплан. Крыло состоит из 4-х лонжеронов цельнометаллической конструкции, переделанное с самолета АНТ-9. К центроплану крепятся две хвостовые балки, жестко связанные в конце стабилизатором. Форма крыла в плане трапециидальная.

Хвостовые балки имеют яйцевидную форму поперечного сечения сужающиеся к концу с переходом в киль. Балки цельнометаллической конструкции ферменного типа из кальчугалюминиевых труб. Каждая балка имеет 18-ть шпангоутов с 6-тью стрингерами. Обшивка гофрированная. Крепление балок к центроплану производится при помощи специально регулируемых узлов. Общая длина балки 9,25 м.

Горизонтальное оперение площадью 10,5 м кв. цельнометаллической конструкции состоит из стабилизатора и руля высоты со щелевой компенсацией. Стабилизатор 3-х лонжеронного типа закреплен по краям к хвостовым балкам на 4-х шарнирах и 2-х подъемниках, дающих возможность изменять угол установки стабилизатора. Профиль стабилизатора РIIа.

Вертикальное оперение состоит из 2-х килей, являющихся продолжением конструкции хвостовых балок и 2-х рулей направления, общей площадью 7,4 м, обшивка гофрированная.

Шасси - конструкция цельнометаллическая, клепанная из отбортованных листов толщиною 2,5 мм, с заключающимися в ногах радиаторами, полностью заключенными в обтекаемый капот. Колеса 1100х250 - симметричные. Амортизация шнуровая.

Гл. часть оборудования расположена в передней кабине летчика, где помещается летчик, бортмеханик и стрелок. Помещение для летчика и борт-механика полностью остеклено и имеет хороший обзор. Передняя часть снабжена турельной установкой.

Управление двойное смешанного типа (троса заменены проволокой).

Вооружение состоит из 2-х спаренных пулеметов в кабинке стрелка и одного пулемета в специальной подвесной кабинке с углом обстрела 120 градусов, а также бомбодержателей Дер-13 и Дер-15, подвешенных под центроплан.

На самолете установлены 2 мотора М-17. Моторы вынесены впереди центроплана и укреплены на специальных моторных рамах сварной конструкции из стальных труб.

Подвесная кабина. Вариант пассажирский. Число пассажиров - 12. Конструкция цельнометаллическая, снабжена специальным автоматически раскрывающимся парашютом типа Г-40. Кроме того, кабина имеет специальный резиновый амортизатор, служащий для смягчения удара при ее спуске. В кабине также имеется автоматический парашютный амортизатор и неавтоматическое приспособление для отцепки парашюта.

По прочности самолет относится к первому классу, к третьей группе пассажирских самолетов (что соответствует второму классу пятой группы военных самолетов), что позволяет самолету производить вираж с максимальным углом крана 60 градусов с радиусом 130 метров при скорости полета 202 км/ч и периодом 17.7 секунд. Угол атаки 2 градуса, при коэффициенте перегрузки 2,5. Характеристика самолета (см. таблицу)».

Летно-технические характеристики... 

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №8/2017 г. Статья дополнена чертежами самолета.>



Источник: http://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17008/
Категория: Крылья | Добавил: aveg62 (13.10.2017) | Автор: Андрей АВЕРИН (г. Химки)
Просмотров: 55 | Теги: М-Хобби 8-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES