Главная » Статьи » Крылья

Звезды на крыльях. Опознавательные знаки отечественных ВВС

Первый «настоящий» регламент (1928-1940 гг.)

Летом 1928 года в штабе ВВС появляется документ, озаглавленный «Правила по применению отличительных знаков и шифров на военных самолетах ВВС РККА» и действовавший до лета 1941 года. Правила четко устанавливали расположение опознавательных знаков (ОЗ), их форму и начертание: «Отличительные знаки и шифр предназначаются для быстрого распознавания самолета, причем отличительные знаки обозначают национальность самолета, а шифр — принадлежность тому или иному авиационному соединению и № самолета по порядку нумерации в этом соединении.

Принятые для СССР опознавательные знаки самолетов Военно-Воздушного Флота - пятиконечные красные звезды, наносятся на следующих местах самолета:

1. Для распознавания снизу. На конце каждого крыла — красная звезда, вписанная в круг, диаметром не менее 1,2 м (1200 мм) на фоне поверхности крыла, центр круга располагается так, чтобы расстояние от окружности круга до конца крыльев равнялось одному метру (1000 мм). В случае биплана, звезды наносятся на нижней поверхности нижнего крыла, в случае полутораплана (ФД-11) звезды наносятся на нижней поверхности верхнего крыла.

2. Для распознавания сверху на конце каждого крыла — такая же красная звезда, как и на концах крыльев для распознавания снизу, нанесенная на таком же расстоянии от края крыла.

3. Для распознавания сбоку на каждом борту фюзеляжа красная звезда, вписанная в круг диаметром 0,75 м (750 мм) на фоне фюзеляжа. Центр круга намечается на расстоянии не менее 500 мм от переднего ребра стабилизатора. На самолетах лодочного типа наносится на бортах лодки на расстоянии 1,5 м (1500 мм) от перпендикуляра, опущенного из крайней передней точки стабилизатора в направлении к носовой части лодки.

Шифр самолета, как указано выше, имеет целью:

1. Отметить принадлежность самолета к определенному авиационному соединению.

2. Отметить самолет порядковым № части для удобства распознавания самолета, определение места самолета в строю и сохранение строя.

Обозначение принадлежности самолета к тому или иному авиационному соединению приобретает значение только при массировании однотипной авиации на каком-либо участке. Они должны быть непостоянными и легко сменяемыми, чтобы затруднить расшифровку для неприятеля. Поэтому шифр, отмечающий принадлежность самолета к авиационному соединению, устанавливается распоряжением старшего начальника участка, насыщенного авиацией, лишь в случаях, требующих этого, и заключается в флажках, крепящихся на различных частях самолетов.

Для обозначения порядкового № самолета в порядке нумерации каждого не отдельного отряда, на обеих сторонах руля поворота и на обеих сторонах рулей высоты наносится цифра этого самолета. Размер цифры 600x600 мм. В случае малой ширины рулей высоты часть цифры переносится на стабилизатор.

Для обозначения не отдельных отрядов в пределах авиационного соединения для цифр, отмечающих порядковый номер самолета, устанавливаются особые цвета, для самолетов первого не отдельного отряда красной цифрой, для самолетов второго не отдельного отряда - синей, для третьего - желтой (или белой).

Цифры наносятся на фоне окраски самолета с окантовкой: синие цифры красной краской, красные и желтые -белой краской.

Самолеты командиров эскадрилий и не отдельных отрядов обозначаются одинаково с другими самолетами своими №, заранее неопределенными, причем цвет цифры для командира эскадрильи берется как для первого отряда, а для командира не отдельного отряда по цвету своего отряда. Для корпусных и отдельных отрядов обозначение самолетов тоже с красной цифрой, как для самолетов первого не отдельного отряда.

П.п. Председатель 3-й Секции НТК — Киевский».

Этот стандарт наконец-то сделал маркировку самолетов сравнительно единообразной. И, что самое главное, в отличие от прежних постановлений он был повсеместно принят и, в целом, соблюдался на протяжении всего срока действия. Начертание самих звезд, хоть и с редкими исключениями, в основном соответствовало предписанию, размеры ОЗ, правда, выдерживали не всегда, но места нанесения звезд соблюдалось довольно строго. (Чего нельзя сказать о современных моделях самолетов той эпохи – их авторы зачастую лепят декаль со звездой на киль, что было не положено и фотографиями, разумеется, не подтверждается. Иногда сторонники странной теории «у нас был вечный бардак, и никакие регламенты не соблюдались в принципе» за доказательство нарушения регламента выдают небольшую пятиконечную звезду на киле/руле поворота, которая на самом деле не была опознавательным знаком. Дело в том, что в полках довоенного пятиэскадрильного состава существовала своеобразная система нумерации самолетов, кажущаяся сегодняшнему любителю авиации нелогичной: в полку было пять эскадрилий по двенадцать самолетов в каждой, при этом у каждой эскадрильи был свой «приборный» цвет, которым наносился бортовой номер от 1 до 11. А у самолета комэска вместо бортового номера на киле изображали эмблему эскадрильи, которая часто имела вид стилизованной звезды. Еще на некоторых черно-белых фотографиях достаточно темный защитный цвет верхних поверхностей на снимке сливался с красным цветом звезд, из-за чего создается отсутствия звезд на фюзеляже, хотя они там несомненно были нанесены согласно регламенту. Прим. авт.). Впрочем, один из оговоренных в правилах 1928 года элементов все же продержался совсем недолго: бортовые номера на оперении существовали до начала 1930-х, а потом бесследно исчезли. Возможно, был некий, неизвестный автору, промежуточный документ который их отменял, но как бы, то, ни было, широко распространенные снимках поздних Р-1, большинства строевых Р-3 и И-2бис бортовые номера на стабилизаторе уже совершенно не свойственны более поздним Р-5, И-3, И-4 и И-5. Зато бортовые номера на киле прижились и широко применялись на всех военных самолетах вплоть до 1941 года, пока не были вытеснены оттуда звездами, введенными новым стандартом.


Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №1/2017 г.  

М-Хобби №1/2017


Источник: https://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17001/
Категория: Крылья | Добавил: aveg62 (28.12.2016) | Автор: Сергей ТРУФАНОВ, г. Ростов-на-Дону
Просмотров: 160 | Комментарии: 1 | Теги: М-Хобби №1-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1
"Правила..." появились еще в 1927 году.
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES