Главная » Статьи » Крылья

Звезды на крыльях. Опознавательные знаки отечественных ВВС. Часть 3

Война, начало (1941-1942 гг.)

Следующее изменение регламента нанесения опознавательных знаков (ОЗ) произошло весной-летом 1941 года перед самым началом войны. После поездки авиационной делегации в Германию, на совещании у И.В. Сталина членами комиссии, насмотревшимися на камуфлированные самолеты будущего противника, был в очередной раз поднят вопрос о введении камуфляжной окраски. Длившиеся в ВВС РККА с конца 1920-х годов эксперименты с маскировочными окрасками боевых самолетов все еще никак не могли выйти из стадии опытных работ. В результате Постановлением Совета народных комиссаров и ЦК ВКП(б) от 20.06.1941 года камуфляжная окраска в ВВС РККА наконец-то была введена. Одновременно для уменьшения заметности был принят и новый стандарт нанесения ОЗ. Появившаяся в тот же день (20.06.1941 г.) «Инструкция по маскирующей окраске самолетов ВВС Красной Армии» кроме схем цветовых полей маскирующей окраски регламентировала и новое расположение звезд. Согласно новому документу, ОЗ наносили только в четырех позициях: попарно снизу крыла и с обеих сторон на вертикальном оперении.

Меньше месяца спустя уже после начала войны 17.07.1941 года состоялось совещание представителей ГУ ВВС КА и представителей НКАП по вопросу размещения ОЗ, принявшее уже несколько другую схему нанесения: «Протокол согласительного совещания по вопросу размещения опознавательных знаков (звезд) на самолетах, сдаваемых ГУ ВВС КА от 17 июля 1941 г. Присутствовали: от НКАП заместитель наркома авиапромышленности Воронин, от ГУ ВВС КА начальник 10-го управления бригинженер Бибиков. Постановили: 1. Кроме звезд, наносимых согласно утвержденной начальником ВВС КА схемы на нижних поверхности крыла и боковых поверхностях вертикального оперения, наносить звезды на боках фюзеляжа. 2. По размеру звезды должны вписываться в круг диаметром 1 м. 3. Все звезды наносить без черной окантовки. 4. К исполнению данного решения приступить немедленно. Заместитель наркома авиапромышленности Воронин. Начальник 10-го управления ГУ ВВС КА бригинженер Бибиков». Примечательно, и то что этот документ в отличие от предыдущего, оговаривал детальное начертание звезд - отсутствие у них черного окаймления.

Как минимум еще один документ, регламентирующий изменение схемы нанесения ОЗ в ВВС РККА, был принят несколько ранее вышеупомянутых. Факт существования такого документа подтверждает альбом «Военные самолеты СССР», изданный Главным Управлением Военно-Воздушных сил Красной Армии. Это издание было подписано в печать в последний день мирной жизни 21.06.1941 г. и предназначалось в качестве пособия для опознавания самолетов ВВС РККА, в том числе новых типов. Несмотря на то, что альбом вышел почти месяцем ранее согласительного совещания представителей ГУ ВВС КА и представителей НКАП, в нем изображается такая же схема нанесения ОЗ со звездами в шести позициях, как и описанная в постановлении совещания. Однако на силуэтах самолетов в этом альбоме звезды еще располагались по старой схеме 1928 года. В описании приведены обе схемы расположения ОЗ (старая и новая), и есть фраза: «при распознавании своих самолетов следует руководствоваться новым расположением знаков». Судя по всему, авторы альбома уже просто физически не успевали перерисовать звезды на силуэтах самолетов в соответствии с новым стандартом. Получается, что регламентирующий документ, вводивший новую схему размещения ОЗ, был принят непосредственно перед выходом альбома - не раньше мая 1941 года. Следовательно, участники согласительного совещания, состоявшегося 17.07.1941 г., не были изобретателями нововведения, а только еще раз утвердили принятое ранее изменение в схеме нанесения ОЗ.

Принятие приблизительно в одно и то же время как минимум трех противоречащих друг другу регламентирующих документов привело к отсутствию единообразия в начертании и расположении звезд на самолетах. В результате большинство заводов с 1941 года наносили ОЗ в шести позициях по новой схеме: снизу на крыле, по бортам фюзеляжа и на вертикальном оперении. Вторую часть постановления согласительного совещания о нанесении звезд без черной окантовки выполнила меньшая часть заводов (только завод №84 на Ли-2, №23 на ДБ-3ф, №31 на ЛаГГ-3, №292 на Як-1 и №464 на Як-6 изображали звезды без черной окантовки). Небольшое количество заводов вообще руководствовались инструкцией от 20 июня 1941 года, и изображали звезды только снизу крыла и на вертикальном оперении. Ил-2 выпуска завода №381, Ту-2 завода №166, Ли-2 завода №84, ЛаГГ-3 завода №23 и Ил-4 завода №126 несли по четыре звезды, в отличие от продукции других предприятий. Иногда встречались и строевые самолеты довоенного выпуска, получившие при ремонтах, проведенных уже в ходе войны, звезды только в четырех позициях.

Нововведения на первых порах были внедрены на заводах, строивших новые самолеты, а в строевых частях освоение новой схемы затянулось и происходило с самыми различными вариациями. Чаще всего сами по себе звезды на новый стандарт не переделывали, но если самолет получал немного позже введенный камуфляж, то ОЗ уже как правило старались приблизить к новому нормативу. Варианты «приближения» были различные. Если камуфляж просто дорисовывался черной краской поверх базовой защитной, то довоенные звезды оставляли снизу на крыле и по бортам фюзеляжа, на киле рисовали новую пару звезд. А «ненужные» по новому нормативу звезды сверху крыла закрашивали пятнами камуфляжа черного цвета или, при наличии времени и нужной краски, защитным цветом. Изредка мог встретиться такой вариант, когда звезды на киле дорисовывали, а расположенные на верхних поверхностях крыла не закрашивали, и самолет нес «ненормативные» ОЗ в восьми позициях. При капитальном ремонте самолетов довоенного выпуска ОЗ, как правило приводили в соответствие с правилами. Звезды на киле и фюзеляже, наносимые в частях и на рембазах, могли быть любого размера - одни использовали трафареты от старых ОЗ, а другие - новые, увеличенного размера, причем увеличение размера иногда принимало гротескные формы и звезда занимала максимальную площадь вертикального оперения. Новая схема звезд в основном вытеснила «прописавшиеся» с начала 1930-х на киле бортовые номера на фюзеляж. Однако реже существовали и такие варианты, когда на киль одновременно наносились и звезда, и тактический номер. Чаще всего такие комбинации встречались у Пе-2 (очевидно, из-за неудобства нанесения номера на тонкую хвостовую балку, к тому же часто перекрываемую шайбами оперения в некоторых ракурсах наблюдения), а также на Ил-2, Пе-8, У-2 и Ли-2, имевших большой руль поворота и позволяющий свободно разместить и номер, и звезду. В начальный период войны номер мог встречаться на киле у истребителей (МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-7), однако в дальнейшем опыт воздушных боев показал неудобство такого местоположения, и номера перекочевали на фюзеляж.

Новый стандарт нанесения ОЗ, как и его предшественники, не затронул негласной традиции каждого завода-изготовителя изображать «свои» звезды с какими-то характерными чертами. Например завод №135, ставший единственным производителем Су-2, увеличенными рисовал не фюзеляжные и килевые ОЗ, как предписывалось, а звезды снизу крыла, причем, размер звезд был таков, что звезда еле втискивалась на нижнюю поверхность крыла. Отличился и завод №31 – на большей части построенных там ЛаГГ-3 звезды на киле были очень маленького размера, даже мельче, чем эмблемы эскадрилий 1930-х годов, что позволяет опознавать ЛаГГи этого завода среди других.

В условиях массового пополнения армии самолетами из гражданских организаций уже исчезнувшая к 1941 году красная звезда с черным окаймлением и тонким кольцом, вписанным в центр, снова вернулась к жизни и на некоторое время получила распространение на ПС-84. Вероятно, это был продукт «творчества на местах» при массовой передаче мобилизованных с началом войны машин из ГВФ в ВВС - такой характерный ОЗ изредка встречается и на некоторых других призванных в строй «воздушных извозчиках». Надевший военную форму лицензионный «Дуглас» стал последним распространенным в ВВС РККА самолетом со звездами такого вида. Подобные ОЗ встречаются на снимках вплоть до конца 1942 г. Впрочем, единственным «мобилизационным вариантом» такие ОЗ для ПС-84 не стали - параллельно с ними встречались и машины, несущие более привычные красные звезды без окаймления, нанесенные по довоенной схеме.

Для упрощения нанесения ОЗ их размеры по возможности унифицировали, например, у некоторых типов самолетов звезды на крыльях и киле/фюзеляже выполнялись...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №2/2017 г. ...>

М-Хобби №2/2017


Источник: http://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17002/
Категория: Крылья | Добавил: aveg62 (23.02.2017) | Автор: Сергей ТРУФАНОВ, г. Ростов-на-Дону
Просмотров: 451 | Теги: М-Хобби №2-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES