Главная » Статьи » Крылья

Звезды на крыльях. Опознавательные знаки отечественных ВВС. Часть 4. На пике войны. 1943-1945 гг.

В 1943 году Воздушные силы РККА, оправившись от тяжелых поражений 1941-1942 годов, решительно вступили в борьбу за господство в воздухе. Увеличение выпуска самолетов на эвакуированных заводах и качественный рост их характеристик позволили не только восполнять потери, но и наращивать воздушную мощь. В новых условиях понадобилось уверенное распознавание самолетов в воздухе. Фронтовые изыскания, второй год стихийно улучшавшие заметность ОЗ путем окаймления красной звезды белой полосой, были законодательно закреплены соответствующим приказом Народного Комиссариата Обороны.

На пике войны. 1943-1945 гг.

«№ 161 ПРИКАЗ ОБ УЛУЧШЕНИИ ВИДИМОСТИ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ НА САМОЛЕТАХ ВВС КРАСНОЙ АРМИИ № 267 3 сентября 1943 г.

Для улучшения видимости опознавательного знака самолетов ВВС Красной Армии приказываю: Установленный для самолетов ВВС Красной Армии опознавательный знак Красная Звезда окаймлять по внешнему контуру белой полосой шириной 5 см с окантовкой ее красной полоской шириной в 1 см. Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза И. СТАЛИН»

При этом общий размер ОЗ и места их нанесения оставались прежними. Любопытно, что незадолго перед очередным изменением регламента ОЗ изменили стандарт окраски верхних и боковых поверхностей боевых самолетов. Действовавший до середины лета 1943 года для всей сухопутной боевой авиации стандарт на черно-зеленый камуфляж был отменен. Истребительная авиация вместо него получила двухцветный камуфляж из двух оттенков серого цвета. А штурмовая и бомбардировочная стала окрашиваться в трехцветный камуфляж из зеленого, светло-коричневого (в документах тех лет «табачного») и темно-серого цветов (для Пе-8 и Ил-4 вместо темно-серого цвета использовался черный). Непродолжительное время самолеты выходили с заводов в новом камуфляже, но со звездами старого образца без окантовки или с тонкой черной окантовкой. Зато после введения нового стандарта ОЗ в частях на большинстве самолетов, независимо от типа камуфляжа и времени выпуска, стали дорисовывать красно-белые окантовки, причем делали это по-разному. Если красно-белые обводки дорисовывались «внутрь» без изменения общего габарита звезды, то такой ОЗ практически не отличался от заводского, но из-за сложности разметки этот вариант встречался сравнительно редко. Гораздо проще было дорисовать обводки поверх звезд, что сильно увеличивало размер ОЗ, и зачастую звезды переставали нормально умещаться на том участке крыла, киля или фюзеляжа, на котором они изначально располагались. Подгоняя рисунок по месту, приходилось либо искажать форму звезды, округляя кончики лучей, либо уменьшать толщину белой обводки. В любом случае, это придавало звездам индивидуальную форму на каждом самолете, который подвергался такой доработке.

Изредка вместо белой краски окаймления могли использовать серебрянку. Обычно это делалось в качестве своеобразного элемента декора, реже - от недостатка ремонтных материалов и, в целом, такая практика широкого распространения не получила. Использование еще каких-либо иных цветов окаймления ОЗ вместо белого не подтверждается, так что обычно появление таких изображений в литературе является плодом фантазии не особо вникающих в «матчасть» зарубежных авторов. Очевидно, изначально на эти откровенные выдумки их толкала скудость информации о советской авиации, просачивающейся через «железный занавес», а когда железный занавес перестал существовать, то халтурили уже по инерции, не найдя в себе сил признаться в старых заблуждениях…

Новый стандарт ОЗ был «творчески» воспринят и на авиазаводах. Снова не обошлось без индивидуальных особенностей. Завод №31 изображал красно-белую окантовку только на звездах, расположенных на крыле и фюзеляже, а килевая звезда не только сохранила свой характерный мелкий размер, но и былое отсутствие обводки. Такая гибридная схема сохранялась на всех ЛаГГ-3 (и немногочисленных выпущенных этим заводом в 1942-43 гг. в количестве 27 шт. Ла-5) вплоть до завершения их выпуска в 1944 году. Даже первый серийный Як-3 завода №31 нес «фамильные» звезды. И только Як-3 массовой постройки уже получили килевую звезду близкого к стандартному вида. Одинаковая толщина белой и красной обводок, независимо от общего размера ОЗ, делала звезду небольшого размера необычно выглядевшей, так что большинство заводов так или иначе искажали предписанный стандарт. Например, у основного производителя Як-9 новосибирского завода №153 толщина белого окаймления была заметно уменьшена в сравнении с «уставными» 50 мм, похожие звезды несли на киле Як-9 омского завода №166, где белое окаймление звезды на киле практически сравнялось по толщине с внешним красным. Большинство авиазаводов пошли именно этим путем. При этом новосибирские «Яки» на киле имели звезды, втиснутые на его неподвижную часть, а омские располагались почти посредине киля, частично заходя на руль поворота. Более редкое решение использовали на заводе №82 в Тушино, тоже строившем Як-9. Здесь, руководствуясь «эстетическими» соображениями, значительно был увеличен размер звезды, которая почти полностью заняла весь верх киля. Одними из немногих заводов, старавшимися строго придерживаться нового стандарта, стали саратовский №292 и тбилисский №31 (с Як-3), из-за чего их «Яки» заметно отличались от остальных, выделяясь непропорционально маленькой красной звездой на киле.

Любопытно, что после изменения начертания опознавательных знаков, из числа заводов, ранее ориентировавшихся по количеству наносимых звезд на «Инструкцию по маскирующей окраске самолетов ВВС Красной Армии» от 20 июня 1941 года, только завод №84 на своих Ли-2 продолжал ее придерживаться. Первым к концу 1942 года от нее отошел завод №166 - на последних построенных там Ту-2ВС было уже стандартное расположение ОЗ в шести позициях. Следующим оказался завод №381, с начала 1943 по завершению выпуска Ил-2 перешедший на Ла-5. Первые «Лавочкины» собирались там из комплектов, переданных с завода №21, возможно, они уже несли звезды в обычных для горьковской продукции местах и впоследствии нижнетагильский завод на произведенных уже полностью у себя машинах стал наносить ОЗ по такой же схеме. Как бы там ни было, но Ла-5 с ОЗ в четырех позициях не встречаются. С осени 1943 года и завод №126 на продолжавшихся там выпускаться Ил-4 перешел на более распространенную в ВВС схему с расположением звезд в шести позициях, заодно изменив их начертание на новое, с бело-красным окаймлением.

Однако житейский закон «если где-то убавиться, то в другом месте должно обязательно прибавиться» сработал и в этом случае. Завод №23 на строившихся там со второй половины 1943 года Ту-2 и завод №39, в 1943 году сдавший последние Пе-2 и Пе-3 и перешедший на производство Ил-4 (с декабря этого же года в производственной программе иркутского завода к Ил-4 добавился восстановленный в серийном производстве модернизированный Ер-2), почему-то стали придерживаться «Инструкции…» и наносить ОЗ только на вертикальном оперении и снизу на крыле, хотя на ранее строившихся этими заводами самолетах такая схема ОЗ не применялась. Любопытно, что освоив с 1947 года Ту-2, завод №39 применил такую схему ОЗ только на головной машине, а на серийных использовалась стандартная - с шестью звездами. А вот на заводе №166 после войны, когда производство Ту-2 в Омске восстановили, снова вернулись к размещению ОЗ в четырех позициях, как на их же машинах первой половины 1942 года…

Ввиду описанных выше особенностей, самолеты даже одного типа могли заметно отличаться друг от друга по ряду деталей, не последней в ряду которых были звезды. К сожалению, при постройке моделей это никем не учитывается. Вообще, звезды образца 1943 года наиболее «коварные» с моделистской точки зрения. Ширина окантовок, точно заданная для каждого типа ЛА за редким исключением, не позволяет применять звезды от более крупного модельного масштаба для более мелкого: например...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №3/2017 г. ...>

Категория: Крылья | Добавил: aveg62 (06.04.2017) | Автор: Сергей ТРУФАНОВ, г. Ростов-на-Дону W
Просмотров: 302 | Теги: М-Хобби 3-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES