Главная » Статьи » Слово мастеру

Мустанг для русской армии

Виктор СОКОЛОВ (г. Москва)
Фотографии автора.

Долгое время грузовиком, олицетворяющим армию нашей страны, был Урал-4320. Грозный, на «зубастых» колесах, с сердитым взглядом из под бровей крыльев. Но последние лет десять одеяло на себя начал активно перетягивать «КамАЗ», олицетворяющий своим видом новый облик вооруженных сил. «Уралы» продолжают поступать в войска и даже видны на фотографиях в одних колоннах с «КамАЗами», но внимания им фотокорреспонденты уделяют уже меньше, может, именно из-за приевшегося образа. Основным преимуществом «КамАЗа» перед «Уралом» считается бескапотная компоновка, которая при одинаковой длине автомобиля позволяет разместить кузов большего размера. Правда, при подрыве на мине проявляется и огромный недостаток такой компоновки. - Прим ред.).

В семейство «Мустанг» входят двухосные, трехосные и четырехосные полноприводные грузовики. Образ трехосного КамАЗа-5350 запал мне в душу достаточно давно. С высокой кабиной и ее спальным отсеком, скошенными сторонами крыши тента кузова - в его облике появилась некая собранность. А задуматься над получением себе на полку модели этого грузовика в любимом масштабе 1/72 подтолкнул выпуск фирмой Sowa семейства смоляных моделей «Камазов», включающего в себя четырехосные ЗРПК «Панцирь-С1», РСЗО 9А52 «Смерч», тягач КамАЗ-6350, и единственный в линейке трехосный полноприводный КамАЗ-5350.

Покупать этот набор я сразу не стал, а дождался появления фотографий первых собранных моделей. Тогда и стало ясно, что на прототип этот набор похож слабо, несмотря на свою высокую стоимость. Исправить дело попыталась московская фирма «Танкоград», предложившая альтернативные кабину, колеса и двигатель для моделей «Совы». Такой комплект дополнений я себе приобрел и начал готовиться к «запилу».

Рассматривая детали от «Совы», я пришел к выводу, что взять оттуда, по сути, и нечего. Некоторые детали разной мелочевки представляли собой скопированные в смоле элементы грузовиков «Урала» и «ЗиЛ» в 72-м масштабе от ICM, а смоляная рама была поведена винтом и совершенно не вызывала доверия. Самые сложные детали у меня уже имелись в виде танкоградовских дополнений, а в качестве донорского набора было решено использовать набор Урал-4320 от ICM - все детали из черного пластика у моей модели из него.

Это уже вторая моя самодельная модель, так что по опыту я уже знал, что самое важное в самоделке не насыщение модели мелкими деталями, а строгое соблюдение пропорций прототипа. В масштабе 1/72, который является единым для моей коллекции, пропорции соблюдать сложно - порой смещение детали на миллиметр или промах в установке на пару градусов приводит к карикатурности облика модели. Поэтому работу я начал с подготовки чертежа грузовика в «Автокаде». И на этом этапе столкнулся с первой проблемой. Мне не удалось найти чертежа КамАЗ-5350 без кабины, которая не скрывала бы конфигурацию рамы и место установки двигателя. Пришлось дорабатывать чертеж, глядя на фотографии.

Основу рамы - П-образные профили - я решил делать с упрощениями из прямоугольных полосок пластика, а сами полоски взять из набора «Урала», разрезав его раму. В отличие от прямой рамы «Урала», у «КамАЗа» рама сзади узкая и расширяется спереди для установки двигателя. Мало того, при взгляде сбоку видно, что рама над передней осью выгибается дугой. Поперечные силовые элементы рамы вырезал из листового пластика и вытачивал из литника. Листовой пластик оказался удобнее. Основой элементов подвески также стали детали от «Урала», но многие из них требовали доработки, к примеру, межосевое расстояние между колесами задней тележки у «КамАЗа» меньше.

За копийностью ходовой части, которую видно будет плохо, я не гнался, поэтому на раме нет шлангов топливной и тормозной систем. Гораздо важнее было соблюсти правильные пропорции, поэтому больше всего времени ушло на подбор корректного взаимного расположения колес и кабины. Крепление подвески к раме, расстояние от рамы до осей колес, размещение на раме двигателя и кабины приходилось менять по нескольку раз. Особенно намучился с кабиной: каждый неверный градус наклона или лишний миллиметр сразу портил облик модели или визуально ломал раму.

Но и нельзя было и совсем оставлять раму голой, поэтому сразу после завершения работ над подвеской началось насыщение ходовой части деталями. Раздаточную коробку взял от модели «Урала», о чем сейчас, правда, сожалею - для «КамАЗа» куда лучше подошла бы раздатка «ЗиЛа» от той же ICM, как и мосты, и некоторые другие элементы. Первые прототипы «КамАЗа» бегали с эмблемой «ЗиЛ» на носу, и эти корни позволяют с небольшими переделками использовать для модели КамАЗ-5350 элементы от ЗиЛ-131. У задней колесной тележки удалось сохранить подвижность - не знаю зачем, но на этапе сборки мне это казалось важным. Но из-за этой подвижности пришлось делать висящим в воздухе карданный вал от раздаточной коробки до задней тележки.

Топливные баки у «КамАЗа» меньше ураловских, но конструкция этих деталей в наборе ICM позволяет без особых проблем уменьшить их размер. На горловины баков установил фототравленые крышки из набора деталировки для «Урала» от New Pinguin из проекта «Формат 72». Аккумуляторный ящик сделал из маслобака, а косынки его крепления предназначались для топливного бака «Урала». Три воздушных баллона пневматической тормозной системы выпиливать из литника не хотелось, поэтому все три баллона взял от ЗиЛ-131. После установки крыльев передних колес и воздушного фильтра воздухозаборника настал через кузова.

В начале работ у меня теплилась надежда, что детали от бортового «Урала» удастся использовать в работе над кузовом «КамАЗа», но первые же замеры показали - надеяться на это не стоит. Запасшись листовым пластиком, приступил к работе, начав с установки балок крепления кузова на раме. Борта кузова у современных военных грузовиков не деревянные, а металлические со сложным рельефом поверхности, образованным выштамповками элементов жесткости. Рассмотрев несколько способов его имитации, остановился на таком: нарезал прямоугольники откидных частей бортов, затем полосками наклеил ребра жесткости, а их углы сгладил мелкой шкуркой и проливкой клеем. Стойки с рукоятками откидывания бортов собрал по той же технологии. Крепление бортов к площадке получилось ненадежным - площадь соприкосновения в углах выходила минимальной - поэтому изнутри места стыка пришлось проклеить дополнительными полосками пластика.

Работу над кабиной я старался отложить на потом. Первой сложностью стали...

<... Полный текст статьи читайте в журнале М-Хобби №8/2017 г. > 



Источник: http://zeughaus.ru/biblioteka-modelista/zhurnaly/m-hobbi/2017-god/m-hobbi-17008/
Категория: Слово мастеру | Добавил: aveg62 (13.10.2017) | Автор: Виктор СОКОЛОВ (г. Москва)
Просмотров: 94 | Теги: М-Хобби 8-2017 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:
Copyright © 2016 М-Хобби. Design created by ATHEMES